Закупки строительных работ: изменения 2020
Законодательство о госзакупках в градостроительной отрасли в этом году значительно реформируют.
Изменение выбора способа закупок
С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).
При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.
Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.
Меняются требования к участникам закупок
С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).
Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.
По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).
Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.
Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
- 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
- 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
- 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,
По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.
В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям
- строительству и реконструкции,
- капитальному ремонту,
- сносу,
- подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
- ремонту автомобильных дорог.
При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.
Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как
- контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
- гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).
Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.
По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно
- подтверждать контрактом или гражданско-правовым договором на выполнение более сложных и трудоемких, но схожих по характеру работ (например, опыт для закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства можно подтвердить договором на строительство такого объекта);
- подтверждать контрактом, заключенным в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на выполнение точно такого же вида работ на объектах такого же характера. В последнем случае для подтверждения опыта необходима копия исполненного контракта из ЕИС.
Никаких дополнительных требований для работ, которые не указаны в Приложении №1, например по текущему ремонту или проектированию предъявлять не нужно.
Следует обратить внимание еще на ряд особенностей при применении Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99
- В новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ничего не говорится о дополнительных требованиях при цене предыдущего контракта при НМЦК от 5 и до 10 млн руб.
- Пятилетний срок для подтверждения опыта необходимо считать с момента подписания соответствующего акта, подтверждающего выполнение работ, а не даты контракта (договора).
- Если вы хотите объявить закупку на выполнение работ по капительному ремонту или сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включённых в состав автомобильных дорог федерального значения) нельзя проводить конкурс с ограниченным участием, допустим только конкурс в электронной форме.
- Нельзя подтвердить опыт выполнения работ по договорам (контрактам) в сфере строительства договорами субподряда – существует практика как судов, так и антимонопольных органов, когда такие случаи признавали нарушением.
Были внесены и изменения в Приложение № 2 к Постановлению №99 – теперь строительство и реконструкция уникальных объектов (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ) возможны только через конкурс с ограниченным участием. При этом капитальный ремонт и снос может быть осуществлен через аукцион или конкурс.
Изменения порядка оценки заявок
Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).
Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.
При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».
Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.
Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
- общее количество исполненных контрактов (договоров);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)
Максимальное значение нестоимостного критерия – 40%.
Источник
Инструкция по госзакупке капремонта
Закупка капремонта по 44-ФЗ — это процедура, которая проходит в особом порядке и со специальными требованиями к участникам.
Что понимается под капремонтом
Это работы, которые направлены на выборочное или комплексное восстановление объекта, перепланировку или полное изменение строения.
Основные отличия капитального ремонта от текущего в соответствии с письмом Минстроя №7026-АС/08 от 27.02.2018:
- Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
- Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.
Капитальный ремонт многоквартирных домов закупают по Постановлению №615 от 01.07.2016, но есть общие положения и с контрактным законодательством. Показали, как работают ПП РФ 615 и 44-ФЗ по капитальному ремонту в сравнительной таблице:
Инструкция, как провести тендер на капитальный ремонт 44-ФЗ пошагово в 2020 году:
- Определяем, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
- Определяем способ размещения заказа.
- Готовим тендерную документацию.
- Составляем техзадание.
- Проводим расчет НМЦК.
- Формируем проект контракта.
- Определяем победителя.
- Оформляем исполнение контракта.
- Оплачиваем выполненные работы.
Выбираем способ определения поставщика
Способ размещения заказа на строительство зависит от типа работ. При выборе способа проведения тендера на капремонт учитывайте особенности:
- Электронным аукционом закупаем строительство зданий (группа ОКДП 2 41.2), гражданское строительство (группа ОКДП 2 42), специализированные работы (группа ОКДП 2 43), такие как снос, подготовка территорий. Основание: коды ОКПД 2 этих работ включены в аукционный перечень (Распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016). Исключение: буровые и разведочные буровые работы (группа ОКДП 2 43.13).
- Конкурсом в электронной форме закупаем работы, которые не входят в аукционный перечень. Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — проведение которых требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
- Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используем при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
Составляем документацию
Включаем в тендерную документацию на капитальный ремонт в обязательном порядке:
- Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
- Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
- Дополнительные требования:
- аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений Постановления №99 от 04.02.2015;
- наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
- наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с Постановлением №349 от 19.04.2012.
Составляем техническое задание
Неотъемлемая часть технического задания на капремонт — проектно-сметная документация, которая содержит (ч. 12 ст. 48 ГрК):
- пояснительную записку с общей информацией об объекте;
- архитектурно-планировочные, конструктивные, технологические решения;
- рабочие чертежи, на которых изображен объект и его элементы до и после капремонта, эскизы и обмерные планы;
- требование к качеству и безопасности ремонта.
Также в техническом задании описываем объект закупки и прописываем:
- наименование объекта;
- сроки проведения строительства;
- условия работ (режим, порядок оформления пропусков и т. п.);
- требования к качеству (СНиПы, ГОСТы, СанПиНы и т. п.);
- требование о вывозе с территории объекта строительного мусора;
- гарантийные обязательства;
- параметры эквивалентности материалов.
Проводим расчет НМЦК
Обоснование максимальной цены тендера проводим на основе проектно-сметного метода (ст. 22 ФЗ №44) с учетом требований Приказа №841/пр от 23.12.2019, которые предполагают:
- Обязательный пересчет цен с даты составления смет на дату утверждения документации.
- Применение индексов-дефляторов.
Формируем проект контракта
Типовые условия строительного контракта утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №9/пр от 14.01.2020. По рекомендациям Минстроя, типовые условия содержат:
- график стройки;
- доставку и разгрузку строительных материалов силами подрядчика;
- наличие рабочей документации на объекте;
- график оплаты;
- определение стоимости этапа стройки.
При подготовке проекта договора на проведение выборочного или комплексного капитального ремонта включите в его положения:
- сроки и режим проведения стройки;
- обязанность подрядчика — вести журнал ремонта;
- порядок проведения скрытых работ;
- возможность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от обязательств по договору, если в процессе его исполнения выявлен факт несоответствия подрядчика требованиям ФЗ №44, в том числе дополнительным, которые прописаны в тендерной документации;
- право заказчика проводить технический надзор;
- непредвиденные расходы и их предельный размер;
- срок оформления результатов приемки;
- перечень документов, которые подрядчик предоставляет на оплату;
- гарантийные обязательства;
- порядок изменения и расторжения контракта.
Приложите к проекту контракта документы, в соответствии с которыми подрядчик проводит строительство:
- Техническое задание.
- Ведомость.
- Проект (при наличии).
- Сметы.
- График исполнения контракта.
Выбираем победителя
Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию — цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.
По итогам торгов и рассмотрения заявок от участников тендера заказчик формирует протокол подведения итогов, который содержит наименование организации-победителя.
Исполняем и изменяем контракт
Заказчик контролирует ход строительства и качество материалов во время всего срока исполнения контракта.
Если для строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик направляют в ведомство извещение о начале стройки (ч. 5 ст. 52 ГрК). Срок: не менее чем за семь рабочих дней до начала стройки.
Контрактное законодательство допускает продление сроков и изменение цены строительного контракта по соглашению сторон в случаях:
- Изменение объема стройки не более чем на 10% от цены контракта (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
- Возникновение непредвиденных обстоятельств во время проведения строительства, если срок исполнения договора — не менее года (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Обязательное условие для такого изменения — наличие разрешения от органов власти. Срок исполнения контракта и (или) его стоимость подлежат изменению не более чем на 30%.
- Подрядчик не уложился в сроки, которые установлены заказчиком. В этом случае предусмотрено однократное продление срока на период, который не превышает прежний срок исполнения условий договора при условии, что у подрядчика отсутствует перед заказчиком задолженность по неустойке (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Закрываем контракт
Исполнение контракта подрядчик подтверждает документами:
- акт о приемке выполненных работ (КС-2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3);
- счет на оплату, счет-фактура (при наличии);
- общий журнал работ (КС-6).
Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводит заказчик на основе документов, которые получены от подрядчика (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).
Источник