Меню

Государственные закупки капитальный ремонт здания

Закупки строительных работ: изменения 2020

Законодательство о госзакупках в градостроительной отрасли в этом году значительно реформируют.

Изменение выбора способа закупок

С 1 сентября 2020 года все по всем строительным работам можно проводить не только электронный аукцион, но и конкурс в электронной форме (Постановление Правительства РФ от 25.06.2020 г. № 921).

При этом не стоит рассчитывать на широкое распространение электронного конкурса – он требует большего количества времени и сложен из-за необходимости правильно прописать критерии оценки заявок.

Не стоит забывать, что конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс можно проводить только в случаях, предусмотренных законом.

Меняются требования к участникам закупок

С 1 июля введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства (Постановление Правительства РФ № 921 от 25.06.2020 г.).

Теперь можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта – проектирование и инженерные изыскания.

По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов (договоров) за последние пять лет (ранее можно было только за три года).

Дополнительные требования нужно предъявлять к участникам закупок не только для контрактов для федеральных нужд на сумму более 10 млн руб., но и для контрактов для нужд субъектов РФ и муниципальных образований на сумму более 5 млн руб.

Наличие опыта в конкретных видах закупок –строительству и реконструкции капитальных объектов, в том числе линейных объектов капитального строительства можно подтверждать контрактом или договором, сумма которого по п. 2 и 2(1) Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • 50% и более от НМЦК закупки при цене контракта более 10 млн руб.,
  • 40% и более – при цене контракта (лота) более 100 млн. руб.,
  • 30% и более – при цене контракта более 500 млн руб.,

По другим видам работ и объектов (п.п. 2(2)-2(7) Приложения №1) установлена другая норма – 20% и более от НМЦК закупки. При этом цена контракта значения не имеет.

В Приложение № 1 внесены существенные изменения в отношении условий предъявления дополнительных требований. То, какие именно требования можно предъявить зависит и от вида работ, и от характера объектов (всего 7 категорий). Изменено распределение категорий работ в целях подтверждения опыта – отдельно подтверждается опыт по следующим категориям

  • строительству и реконструкции,
  • капитальному ремонту,
  • сносу,
  • подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий,
  • ремонту автомобильных дорог.

При этом отдельно подтверждается также опыт по разным категориям объектов – по объектам капитального строительства, по линейным объектам, некапитальным строениям и благоустройству.

Если проводится закупка по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, но не линейных объектов (п. 2 Приложения №1), то опыт может быть подтвержден как

  • контрактом, заключенным по правилам Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, так и
  • гражданско-правовым договором как на строительство, так и на реконструкцию объекта капитального строительства (не линейного объекта).

Если необходимо провести процедуру по строительству и реконструкции линейного объекта – то требования аналогичны, но надо учесть опыт строительства и реконструкции именно линейных объектов.

По остальным видам работ предусмотрена вилка, опыт выполнения работ, соответствующих предмету текущей закупки можно

  1. подтверждать контрактом или гражданско-правовым договором на выполнение более сложных и трудоемких, но схожих по характеру работ (например, опыт для закупки по капитальному ремонту объекта капитального строительства можно подтвердить договором на строительство такого объекта);
  2. подтверждать контрактом, заключенным в порядке Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ на выполнение точно такого же вида работ на объектах такого же характера. В последнем случае для подтверждения опыта необходима копия исполненного контракта из ЕИС.

Никаких дополнительных требований для работ, которые не указаны в Приложении №1, например по текущему ремонту или проектированию предъявлять не нужно.

Читайте также:  Взыскание задолженности по капитальному ремонту жилья

Следует обратить внимание еще на ряд особенностей при применении Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99

  • В новой редакции Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 ничего не говорится о дополнительных требованиях при цене предыдущего контракта при НМЦК от 5 и до 10 млн руб.
  • Пятилетний срок для подтверждения опыта необходимо считать с момента подписания соответствующего акта, подтверждающего выполнение работ, а не даты контракта (договора).
  • Если вы хотите объявить закупку на выполнение работ по капительному ремонту или сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включённых в состав автомобильных дорог федерального значения) нельзя проводить конкурс с ограниченным участием, допустим только конкурс в электронной форме.
  • Нельзя подтвердить опыт выполнения работ по договорам (контрактам) в сфере строительства договорами субподряда – существует практика как судов, так и антимонопольных органов, когда такие случаи признавали нарушением.

Были внесены и изменения в Приложение № 2 к Постановлению №99 – теперь строительство и реконструкция уникальных объектов (ч. 2 ст. 48.1 ГрК РФ) возможны только через конкурс с ограниченным участием. При этом капитальный ремонт и снос может быть осуществлен через аукцион или конкурс.

Изменения порядка оценки заявок

Новые правила оценки заявок применяются к закупкам, извещения по которым размещены после 09 июля 2020 года (Изменения внесены Постановлением Правительства РФ №921 от 25.06.2020 г.).

Специальные правила оценки заявок теперь применяются, если предмет контракта – выполнение определенных работ в строительной сфере (строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос), а также если заключаются определенные виды контрактов: контракт жизненного цикла (ст. 16 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087), контракты в порядке статей 16 и 16.1 44-ФЗ.

При закупках в сфере строительства может быть выбран только один нестоимостный критерий – «квалификация участников закупки».

Измеряется такой критерий (п. 11 Постановления № 1085) наличием у участников закупки определенных ресурсов (финансовых, оборудования), опыта работы, который непосредственно связан с предметом контракта, наличием квалифицированных кадров, деловой репутацией.

Специально для контрактов в сфере строительства теперь предусмотрены следующие показатели нестоимостного критерия

  • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
  • общее количество исполненных контрактов (договоров);
  • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).

Для оценки заявок по данным показателям нужно учитывать исполненные контракты такого же вида (строительство, реконструкция, контракт «жизненного цикла и др.) и только с аналогичным видом объекта закупки (объект капитального строительства, линейный объект и пр.)

Максимальное значение нестоимостного критерия – 40%.

Источник

Инструкция по госзакупке капремонта

Закупка капремонта по 44-ФЗ — это процедура, которая проходит в особом порядке и со специальными требованиями к участникам.

Что понимается под капремонтом

Это работы, которые направлены на выборочное или комплексное восстановление объекта, перепланировку или полное изменение строения.

Читайте также:  Аукционы по капитальному ремонту многоквартирных домов

Основные отличия капитального ремонта от текущего в соответствии с письмом Минстроя №7026-АС/08 от 27.02.2018:

  1. Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
  2. Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.

Капитальный ремонт многоквартирных домов закупают по Постановлению №615 от 01.07.2016, но есть общие положения и с контрактным законодательством. Показали, как работают ПП РФ 615 и 44-ФЗ по капитальному ремонту в сравнительной таблице:

Инструкция, как провести тендер на капитальный ремонт 44-ФЗ пошагово в 2020 году:

  1. Определяем, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
  2. Определяем способ размещения заказа.
  3. Готовим тендерную документацию.
  4. Составляем техзадание.
  5. Проводим расчет НМЦК.
  6. Формируем проект контракта.
  7. Определяем победителя.
  8. Оформляем исполнение контракта.
  9. Оплачиваем выполненные работы.

Выбираем способ определения поставщика

Способ размещения заказа на строительство зависит от типа работ. При выборе способа проведения тендера на капремонт учитывайте особенности:

  1. Электронным аукционом закупаем строительство зданий (группа ОКДП 2 41.2), гражданское строительство (группа ОКДП 2 42), специализированные работы (группа ОКДП 2 43), такие как снос, подготовка территорий. Основание: коды ОКПД 2 этих работ включены в аукционный перечень (Распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016). Исключение: буровые и разведочные буровые работы (группа ОКДП 2 43.13).
  2. Конкурсом в электронной форме закупаем работы, которые не входят в аукционный перечень. Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — проведение которых требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
  3. Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используем при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Составляем документацию

Включаем в тендерную документацию на капитальный ремонт в обязательном порядке:

  1. Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
  2. Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
  3. Дополнительные требования:
    • аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений Постановления №99 от 04.02.2015;
    • наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
    • наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с Постановлением №349 от 19.04.2012.

Составляем техническое задание

Неотъемлемая часть технического задания на капремонт — проектно-сметная документация, которая содержит (ч. 12 ст. 48 ГрК):

  • пояснительную записку с общей информацией об объекте;
  • архитектурно-планировочные, конструктивные, технологические решения;
  • рабочие чертежи, на которых изображен объект и его элементы до и после капремонта, эскизы и обмерные планы;
  • требование к качеству и безопасности ремонта.

Также в техническом задании описываем объект закупки и прописываем:

  • наименование объекта;
  • сроки проведения строительства;
  • условия работ (режим, порядок оформления пропусков и т. п.);
  • требования к качеству (СНиПы, ГОСТы, СанПиНы и т. п.);
  • требование о вывозе с территории объекта строительного мусора;
  • гарантийные обязательства;
  • параметры эквивалентности материалов.
Читайте также:  Капитальный ремонт акпп cd4e

Проводим расчет НМЦК

Обоснование максимальной цены тендера проводим на основе проектно-сметного метода (ст. 22 ФЗ №44) с учетом требований Приказа №841/пр от 23.12.2019, которые предполагают:

  1. Обязательный пересчет цен с даты составления смет на дату утверждения документации.
  2. Применение индексов-дефляторов.

Формируем проект контракта

Типовые условия строительного контракта утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №9/пр от 14.01.2020. По рекомендациям Минстроя, типовые условия содержат:

  • график стройки;
  • доставку и разгрузку строительных материалов силами подрядчика;
  • наличие рабочей документации на объекте;
  • график оплаты;
  • определение стоимости этапа стройки.

При подготовке проекта договора на проведение выборочного или комплексного капитального ремонта включите в его положения:

  • сроки и режим проведения стройки;
  • обязанность подрядчика — вести журнал ремонта;
  • порядок проведения скрытых работ;
  • возможность принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от обязательств по договору, если в процессе его исполнения выявлен факт несоответствия подрядчика требованиям ФЗ №44, в том числе дополнительным, которые прописаны в тендерной документации;
  • право заказчика проводить технический надзор;
  • непредвиденные расходы и их предельный размер;
  • срок оформления результатов приемки;
  • перечень документов, которые подрядчик предоставляет на оплату;
  • гарантийные обязательства;
  • порядок изменения и расторжения контракта.

Приложите к проекту контракта документы, в соответствии с которыми подрядчик проводит строительство:

  1. Техническое задание.
  2. Ведомость.
  3. Проект (при наличии).
  4. Сметы.
  5. График исполнения контракта.

Выбираем победителя

Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию — цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.

По итогам торгов и рассмотрения заявок от участников тендера заказчик формирует протокол подведения итогов, который содержит наименование организации-победителя.

Исполняем и изменяем контракт

Заказчик контролирует ход строительства и качество материалов во время всего срока исполнения контракта.

Если для строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик направляют в ведомство извещение о начале стройки (ч. 5 ст. 52 ГрК). Срок: не менее чем за семь рабочих дней до начала стройки.

Контрактное законодательство допускает продление сроков и изменение цены строительного контракта по соглашению сторон в случаях:

  1. Изменение объема стройки не более чем на 10% от цены контракта (п. «в» ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Возникновение непредвиденных обстоятельств во время проведения строительства, если срок исполнения договора — не менее года (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Обязательное условие для такого изменения — наличие разрешения от органов власти. Срок исполнения контракта и (или) его стоимость подлежат изменению не более чем на 30%.
  3. Подрядчик не уложился в сроки, которые установлены заказчиком. В этом случае предусмотрено однократное продление срока на период, который не превышает прежний срок исполнения условий договора при условии, что у подрядчика отсутствует перед заказчиком задолженность по неустойке (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Закрываем контракт

Исполнение контракта подрядчик подтверждает документами:

  • акт о приемке выполненных работ (КС-2);
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3);
  • счет на оплату, счет-фактура (при наличии);
  • общий журнал работ (КС-6).

Оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию проводит заказчик на основе документов, которые получены от подрядчика (ч. 8 ст. 110.2 44-ФЗ).

Источник