Меню

Капитальный ремонт горной выработки

Капитальный ремонт горной выработки

Национальная энергетическая программа, утвержденная Верховным Советом Украины предусматривает довести добычу угля к 2010 году до 170 млн. тонн в год за счет строительства 20 новых шахт, завершения строительства 15 шахт и реконструкции 63 шахт.
Количество действующих очистных забоев в настоящее время, по сравнению с 1991г. сократилось в 2 раза. Протяженность поддерживающих выработок увеличилась со 150,4 км/млн. т добываемого угля до 199,5 км/млн. т, объем проведения выработок снизился в 2 раза, протяженность ремонтируемых выработок снизилась с 5,8% до 2,4%; протяженность выработок, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, выросла с 13, 5% до 31, 9%.

Ремонт выработки – это комплекс мероприятий по обеспечению эксплуатационного состояния выработки, выполняемых в течение срока ее службы.
Перекрепление выработки – это комплекс технологических процессов по замене крепи или ее отдельных элементов, обеспечивающих условия безопасной эксплуатации выработки.
Разрезка выработки – начало работ по перекреплению.
Погашение выработки – комплекс технологических процессов по ликвидации выработки, который включает демонтаж трубопроводов, конвейеров, оборудования, рельсового пути, извлечение крепи с последующей погрузкой всего этого в транспортные средства.
Поддирка почвы в выработке – это комплекс технологических процессов по разрушению и погрузке породы, удалению, замене или удлинению стоек крепи, разборке, подвеске и укладке рельсового пути звеньями, передвижке рельсового пути или конвейера, выкладке костров под рельсовый путь или конвейер, подвеске конвейера и трубопроводов и других операций и процессов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию выработки.

В зависимости от характера производства ремонтных работ, возможности проведения их без остановки выработки, стоимости и трудоемкости работ различают: текущий, капитальный и восстановление выработки. (1, с. 179) .
К текущему ремонту относят замену отдельных рам, замену затяжек, замену отдельных несущих элементов, заделку трещин, зачистку почвы выработки от грязи, подсыпка балласта, устранение различных дефектов рельсового пути.
Средний ремонт: замена крепежных (материалов) рам на отдельных участках выработки, протяженность до 5 м в пределах одного пикета; усиление крепи путем установления усиливающих рам; поддирка почвы без перестилки рельсового пути.
Капитальный ремонт: перекрепление выработок на участках более 5 м, замена крепежных рам с выпуском породы, расширение выработок до проектных размеров, поддирка почвы с перестилкой рельсового пути, восстановление или сооружение новой водоотливной канавки.

Достаточно часто высокие затраты на поддержание горных выработок не только показывают ошибочность принимаемых но этим вопросам решений, но и характеризуют организацию ремонтные службы. К сожалению, в наст. время на уг. вахтах нет единой организационной системы по ремонту. На шахтах работы по ремонту выработок ведут временно организованные ремонтные бригады, ремонтные и ремонтно-восстановительные участки, а также специализированные подрядные ремонтные бригады и управления.
В первом случае временно организованные бригады на шахте часто комплектуются рабочими без соответствующей подготовки и квалификации. В этом случае отсутствие навыков и производственного опыта в данном виде работ, как правило, приводит к низкому качеству их выполнения.
На отд. добычных участках шахты имеются свои бригады, выполняющие ремонтные работы. Как правило, состав рабочих у них постоянный и квалиф. достаточно высоки. Работают бригады по плану, качество хорошее. Зачастую рабочие могут отвлекаться на работы, не связанные с ремонтом, по производственной необходимости.
Если рем. работы ведутся участками РГВ, РВУ и спецбригадами, то в таком подразделении работает несколько десятков человек, которые объединены в специал. по видам работ бригады. Число таких бригад, их численность определяется протяженностью поддерживаемых горных выработок и их состоянием. Опыт работы таких бригад показывает, что наиболее высокая производительность труда и качество работ достигается при численности звеньев не менее 4-5 чел. Если работы по ремонту на отдельной точке ведутся 2-3 рабочими, то производительность труда меньше на 30-35%.
Обобщение опыта работы участков позволяет рекомендовать след качественный и численный состав бригад:

  • одна-две бригады по 8-10 человек в каждой, специализирующихся по ремонту выработок;
  • одна бригада 10-12 человек по подрывке почвы и перестилке р. п. ;
  • одна-две бригады по 8-10 человек, специализирующихся по погашению и восстановлению выработок;
  • монтажная бригада 2 и более рабочих, входящих в состав вышеназванных бригад, которые занимаются подготовкой и доставкой материала к месту ремонта и уборка выработок после ремонта.

Руководство ремонтными работами при ведении их временными бригадами или бригадами, закрепленными за добычными участками, осуществляется горными мастерами участков, в ведении которых находятся выработки, они же принимают работы.
Если ремонтные работы ведутся участками РГВ, то работами руководят горные мастера с этих участков, приемка работ производится специально созданной и утвержденной гл\инженером комиссией.
В настоящее время на многих шахтах действует практика закрепления за ремонтными рабочими поддерживающих выработок из расчета 2 рабочих на каждые 3 км пд. выработок.
На крупных предприятиях имеются специализированные участки, численность которых определяется производственной мощностью шахты (до 600 т. т. в год -1 уч., 600-1000т. т. -2 уч., более 1000т. т. — для полого падения 2 уч., для крутого- более 3 уч. )
Есть случаи, когда количество участков определяется по количеству действующих на шахте рабочих горизонтов.

Все действующие горизонтальные и наклонные выработки должны осматриваться ИТР, в ведении которых они находятся:

  • горными мастерами — ежесменно
  • нач., зам. нач. или помощниками – ежесуточно
  • горными мастерами ВТБ – при контроле состояния рудничной атмосферы
Читайте также:  Капитальный ремонт фундамента мкд

ИТР должны принимать немедленные меры по восстановлению выбитой или нарушенной крепи, в незакрепленных выработках по удалению отслоившихся кусков пород или угля.
Не разрешается удалять одновременно более двух рам. При перекреплении в выработках с локомотивной откаткой на расстоянии не менее 80 м в обе стороны от места ремонта вывешивается световой сигнал и табличка.
Запрещается одновременно вести ремонтные работы более, чем в одном месте в выработках с углом наклона более 18°.
Перекрепление сопряжений, камер ходков обязательно производится в присутствии лица технического надзора.
Все работы ведутся в соответствии с паспортом.
За качество работ и соблюдение принятой технологии ответственность несет старший рабочий (бригадир) и руководитель работ в смене.
За безопасное выполнение операций несут ответственность лица, непосредственно их выполняющие. Все работы выполняются по команде старшего рабочего.
Руководитель работ в смене – лицо технического надзора участка, которому выдана наряд-путевка на производство работ. Руководитель работ обязан в течение смены посетить каждое рабочее место не менее 2-х раз.
Рабочее место должно быть оснащено набором инструмента, приспособлениями и средствами, обеспечивающими безопасное и качественное ведение работ.
Прием-сдачу смены производят на рабочем месте, при этом старший рабочий получает информацию от предыдущей смены о поведении крепи и пород, о состоянии проветривания.
В перерывах между сменами информация передается лицам технического надзора.
Руководитель работ, в случае отсутствия — старший рабочий, в начале смены должен замерить содержание метана на рабочем месте и в прилегающих выработках на расстояния не менее 20 м, а также проверить наличие средств индивидуальной защиты.
Старший рабочий в начале смены должен установить прибор непрерывного автоматического контроля метана на расстоянии не более 3 – 5 м и не более 0, 3 м от кровли со стороны поступления исходящей струи.
При невозможности устранения нарушений, которые угрожают жизни и здоровью людей или в случае возникновения аварийной ситуации все работы должны быть немедленно прекращены, люди должны быть выведены в безопасное место.
Работы по ликвидации завалов и перекреплению сопряжений производятся рабочими со стажем не менее 3-х лет.
Работы по перекреплению должны вестись в направлении, обеспечивающем безопасный выход к стволу в случае завалов.
При спуске и подъеме вагонеток в наклонных выработках все рабочие и надзор укрываются в безопасном месте.
При обнаружении концентрации метана в местах скопления свыше 2%, если в течение 15 минут она не снижается, люди выводятся на свежую струю, а эл. питание отключается. Работы возобновляются при снижении концентраций метана до 1%.
При разборке породы и удалении крепи рабочие должны находиться под защитой крепи.
Запрещается ведение работ при отсутствии временной крепи.

Источник

Ремонт и реконструкция горных выработок

Деформации крепей подразделяют на:

Мелкие — поломки затяжки, заколы в крепях.

Средние — поломка затяжек с деформацией рам, образование трещин и вывалов бетона. Несущая способность крепи достаточна.

Крупные — большие изгибы металлических рам, вывалов бетона на большой площади, разрывы арматуры. Необходимо перекрепление.

Причины разрушения крепей — горное давление, пучение пород почв , действие агрессивных вод и температуры , несоответствие формы поперечного сечения горно-геологическим условиям, недостаточная прочность или малая податливость крепи; недостаточные размеры охранных целиков; малое расстояние между смежными выработками; заложение выработок в зонах опорного давления; оставление пустот за крепью.

Рельсовые пути разрушаются в результате пучения пород почвы, гниения деревянных шпал, коррозии металла.

Водосточные канавки — приходят в негодность под действием пучения по­род, гниения, действия агрессивных вод на бетонную крепь.

Горные мастера контролируют состояние ежесменно, начальник участка — ежесуточно.

Пикеты. Для контроля ремонтных работ выработки разбивают на пакеты, которые нумеруют по направлению от ствола к границам шахтного поля. Рас­стояние между пикетами 10-20м.

На каждую выработку заводят журнал с указанием паспорта крепления, сведениях о состоянии и ремонте крепи, поддирке почвы, перестилке рельсовых путей.

Ремонт горных выработок — подразделяют на капитальный и текущий:

1) установка промежуточных рам или усиление крепи стойкам;

2) поддирка почвы с перестилкой пути;

3) перестилка рельсовых путей на большом протяжении;

4) тампонаж закрепного пространства на больших участках;

5) перекрепление выработок с их расширением.
Текущий :

1) замена отдельных рам или их элементов;

2) удаление плесени и побелка крепи;

3) заделывание трещин в бетонной крепи;

4) поддирка почвы для перестилки путей.

Рамная крепь. При перекреплении удаляют старую крепь и выпускают разрушенную породу, раскашивают стенки и кровлю, грузят породу, устанавливают новую крепь, забучивают.

Иногда перекрепление ведут без выпуска породы. При этом заостренные доски вбивают в обрушенную породу и под защитой образовавшегося перекрытия удаляют старые и устанавливают новые рамы.

ПБ. За один прием удаляют не более двух рам. Рамы впереди и сзади усиливают.

При электровозной откатке выставляют световые сигналы на расстоянии ≥ 80м в обе стороны от места работы.

Погрузка породы — производится вручную.

Поддирку породы производят вручную или при помощи поддирочной машины.

Бетонная крепь. При перекреплении разбирают разрушенную крепь, выпускают породу, подрывают почву, устанавливают металлическую арку, на­гнетают раствор в закрепное пространство.

Разрушенную крепь разбирают отбойными молотками. Устанавливают временные металлические арки с перекрытием кровли железобетонными затяж­ками. После этого монтируют инвентарную опалубку и укладывают бетон.

Читайте также:  Замена двигателя лифта капитальный ремонт

Тампонажный раствор нагнетают насосами НГР — 250/50 после того, как бетонная крепь достигнет 70-80 % нормальной прочности. Объем тампонажного раствора:

Vn – объем пустот за крепью.

Восстановление выработок — возникает при их завалах. Схемы:

— с выпуском обрушенной породы;

— без выпуска породы;

— с предварительным заполнением зоны вывала цементно-песчаным раствором.

Состав работ по первой схеме: откачка воды, усиление примыкающей к за­валу крепи дополнительными рамами, уборка под защитой предохранительных щитов породы и выработки.

Щит состоит из стоек длиной 4-5м, уложенных на установленные рамы и откос породы. По мере установки крепи щит передвигают.

При высоте полости под крепью до 2м ее закладывают кострами;

при 2-5м — устанавливают распорную крепь;

больше 5м — укладывают несколько рядов накатника и насыпают слой породы.

Вторая схема — целесообразно при завалах большой протяженности и значительной высоты (в слабых породах).

Обрушенную породу вынимают только в пределах площади сечения выработки, а остальную часть поддерживают забиваемыми в нее металлическими палями и щитами.

Пали укладывают заостренным концом к забою по бокам и кровли и, действуя ломиком как рычагом, подвигают к забою. Затем под защитой убирают по­роду.

Третья схема — по затампонированной породе проводят новую выработку.

| следующая лекция ==>
Технология строительства выработок большого поперечного сечения | Анализ безубыточности

Дата добавления: 2017-02-20 ; просмотров: 1552 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Обучение

ТПГВ 10.Ремонт, восстановление и погашение выработок

Ремонтом горной выработки называют работы по исправлению деформированной крепи, расширение сечения выработки, исправление профиля пути и его параметров, исправление водоотливной канавки.
Различают следующие виды ремонта: текущий (частичный), средний, капитальный и восстановление выработки (ликвидация завалов).
При текущем ремонте заменяют отдельные поломанные или деформированные рамы крепи или их элементы, затяжка, заделывают трещины или небольшие вывалы в монолитной крепи, выработки очищают от грязи, подсыпают балласт, устраняют дефекты рельсового пути, ремонтируют и очищают водоотливные канавки.

Способы частичного ремонта деревянной крепи.
а – для замены сломанного верхняка стойки ремонтируемой рамы сшивают досками 2 со стойками соседних рам или подпирают их специальными упорами – вилками 1;
б — в неустойчивых породах сломанный верхняк заменяют под защитой забивной крепи;
в- при замене обеих стоек под верхняк подбивают две временные стойки 3(или ВК-7), а затем сломанные стойки заменяют новыми;
г- при замене одной сломанной стойки – одну временную стойку 3;
д- если установка временной стойки мешает движению транспорта – один конец лома 5 заводят под верхняк соседней рамы, а другой поднимают и прикрепляют скобой 4 к стойке ближайшей рамы;
е- если нужно заменить несколько стоек в соседних рамах – то верхняки ремонтируемых рам поддерживают временными стойками, подбитыми под прогон 6;
ж- для замены лежня в полной крепежной раме под верхняк ремонтируемой рамы устанавливают два коротких продольных прогона 6, опирающийся на временные стойки 3, затем временно удаляют стойки рамы, извлекают поломанный лежень, укладывают новый, устанавливают постоянные стойки, убирают короткие прогоны и расклинивают раму.

Негодные затяжки удаляют по одной, чтобы не допустить вывала породы. Заводят новые, забучивают пустоты.
Ремонт металлической крепи производят аналогично.
В бетонной крепи заделывают трещины и заменяют небольшие участки. Сильно деформированные участки удаляют и образовавшиеся окна заделывают бетоном или железобетоном.
При ремонте рельсового пути подтягивают болты на стыках, заменяют часть рельс, стрелок, шпал, перебивают костыли.
При среднем ремонте производят замену рам, установку промежуточных рам (арок), а так же поддирку почвы без перестилки рельсового пути.
При капитальном ремонте производят сплошную замену крепи, расширение поперечного сечения выработки, поддирку почвы с перестилкой рельсового пути, восстановление или проведение новой водосточной канавки. При замене удаляют струю крепь, выпускают породу, грузят её в вагонетки и устанавливают новую крепь. Если производят подрывку породы, то применят отбойные молотки, БВР, комбайны, поддирочные машины.
Все текущие ремонтные работы должны проводиться согласно мероприятий и правил безопасности.
Все остальные виды ремонта должны проводиться в соответствии с паспортом ремонта.

Поддирочная машина PSU 9000

Поддирочная машина ПМ 1100

Меры безопасности.

Работы, связанные с ремонтом выработки, ремонтом крепи или перекрепке сопряжений выполняют не менее двух рабочих, которые должны быть ознакомлены под роспись с паспортом перекрепления выработки. Начинать работы необходимо в присутствии лица технического надзора.
Крепильщики должны осмотреть рабочее место, проверить качество вентиляции, замерить газ метан. При ремонтных работах в выработках с локомотивной откаткой должны быть выставлены световые сигналы и предупреждающие знаки «Ремонтные работы» на расстоянии тормозного пути, но не менее 80м в обе стороны от места работы.
Кабели и трубопроводы должны быть отсоединены от элементов крепи, уложены на почву и закрыты специальными настилами, чтобы предохранить их от механических повреждений.
В наклонных выработках, оборудованных бесконечной откаткой, ремонт крепи выполняется только после освобождения каната от вагонеток. Допускается оставлять вагонетки, предназначенные для ремонта, при условии их надежного закрепления, а в выработках с концевой откаткой, кроме того – прикрепления их к тяговому канату.

При оборудовании выработок конвейером должны быть приняты меры против случайного включения его в работу.
При угле наклона выработки свыше 18 градусов запрещается выполнять ремонтные работы более чем в одном пункте по её длине.
При проведении ремонтных работ в стволах, уклонах, бремсбергах запрещается подъем и перемещение по ним людей, не занятых на ремонте.
На каждую выработку составляется документ (паспорт), который представляет собой журнал, содержащий все данные о ремонте выработки, объемах и времени выполнения.
Паспорт ремонта состоит из пояснительной записки и графической части.
В пояснительной записке указывают виды нарушений, подлежащих ремонту, причины их вызвавшие, описывают организацию труда и вопросы техники безопасности, приводят расчет трудоемкости и стоимостных показателей выполняемых работ. Особо выделяют мероприятия, направленные на предупреждение развития нарушений крепи и породных обнажений в период выполнения ремонта. Указываются меры контроля. При необходимости выпуска породы и образования пустот обосновывают порядок работ, выполняемых при этом.

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя бмв е46

В графической части показывают сечение и разрез проектной выработки и указывают основные размеры и особенности применяемой крепи. Обязательно показывают характер нарушенности крепи и породных обнажений с размерами смещений и прогибов крепи, трещин, вывалов и пр. В графической части необходимо показать усиления отдельных элементов ремонтируемого участка и смежных с ним. В графической части должны быть представлены график организации работ и основные технико – экономические показатели.
Паспорт ремонта согласовывают и утверждают в установленном порядке. Все лица, занятые на этих работах должны быть ознакомлены с паспортом под роспись.
После выполнения ремонтных работ паспорт ремонта сохраняют как приложение к паспорту данной выработки.

Восстановление горных выработок.

Восстановление выработок производят после завалов, происшедших по разным причинам. Перед тем как начать работу по разборке завала, необходимо установить его размеры и на границе завала отремонтировать или усилить крепь, для того, чтобы не допустить его дальнейшего распространения. Применяют два способа восстановления выработок: с выпуском породы из зоны завала и без выпуска.

Схема восстановления выработок

В местах заколов в кровле установить дополнительные стойки или распорки
(Рис а) 1, в сводах выложить деревянные костры 2.
Работы по выпуску породы осуществляют под защитой крепи (Рис б), состоящей из бревен длиной 3-5м, уложенных одними концами на ранее установленную крепь, а другими — на обрушенную породу. Применяют также передвижные щиты – платформы (Рис10-2в), состоящие из тележки 1, ручной лебедки 2, предохранительного перекрытия 3, четырех гидравлических стоек 4 и перегружателя 5. По мере уборки породы и установки крепи щит- платформу передвигают.
При высоте свода обрушения до 2м выкладывают деревянные костры, при 2-5м устанавливают распорную многоярусную крепь, при большей высоте – укладывают 3-5 рядов накатника из бревен с насыпкой сверху породы (1-1,5м).
Восстановление выработки с выпуском породы применяют при завалах длиной до 50м. Если завалы более обширные – целесообразно пройти новую выработку.
Восстановление выработок без выпуска породы применяют при завалах большой протяженности и значительной высоты. Обрушенную породу вынимают только в пределах сечения выработки, а остальную породу удерживают, применяя забивную крепь или проходческие щиты.
При возведении забивной крепи (Рис г,д) у забоя устанавливают раму 1, оставляя зазор между верхняком и кровлей, в который забивают клинья 3. когда клинья будут забиты на половину своей длинны , устанавливают промежуточную раму 2, которая служит опорой для кольев. После этого колья забивают на всю длину. Затем под защитой кольев убирают породу. После уборки породы заводят вспомогательный верхняк 4, под который снова устанавливают раму на той высоте, что и раму 1. В промежуток между её верхняком и верхняком 4 забивают колья на половину их длины, устанавливают новую промежуточную раму и т.д.
Вместо деревянных кольев могут использоваться металлические клинья.
Для восстановления выработки составляется паспорт (проект) восстановления выработки, который должен быть подготовлен и утвержден за 5 дней до начала восстановительных работ. В паспорте обязательно предусматривают мероприятия, направленные на предупреждение развитие деформаций при ведении работ по разбору завала ( восстановлению выработки). Все лица, которые будут заняты на восстановительных работах, должны быть ознакомлены с паспортом работ и готовить необходимые материалы и оборудование для проведения восстановительных работ.

Погашение выработок.

Погашение выработок – ликвидация горных выработок надобность в которых полностью отпала. Ликвидируемые выработки должны быть изолированы от действующих, а оборудование, крепь, рельсы, трубы – демонтированы для повторного использования, если это экономически целесообразно. Извлечение крепи является сложной и опасной операцией, так как возможно обрушение пород. Поэтому допускается извлечение крепи только механизированным способом с безопасного расстояния и в присутствии лица технического надзора. Применяются специальные машины МИК-2М, МИК-3, КИМ, МРА-1; различные лебедки, которые устанавливаются на расстоянии не менее 8м от участка погашения. В выработках с углом наклона от 15 – 30 градусов извлекать крепь разрешается только снизу вверх, а свыше 30 градусов крепь не извлекают.
Устья выработок изолируют перемычками.
Погашение выработок проводится по специальному паспорту, который составляют и утверждают в установленном порядке. Он предусматривает: средства механизации, организацию работ, безопасное их ведение, контроль за выполнением работ, необходимые мероприятия по предупреждению обрушений и самопроизвольного погашения выработок.
Все работы по погашению выработки ведутся в присутствии лица технического надзора.

Источник