Меню

Ответственность фонда капитального ремонта перед собственниками

Ответственность фонда капитального ремонта перед собственниками

При проведении капитального ремонта фондом капитального ремонта (региональный оператор) в многоквартирных домах часты случаи,когда ремонт затягивается и по этой у собственников могут возникнуть убытки. Например, в Ставропольском крае из-за затягивания ремонта крыши пострадали собственники верхних этажей в виде залития квартир.

Ответственность несет фонд капитального ремонта, а не подрядная организация

На всю очевидность ситуации — вред возникает по вине непосредственно подрядной организации, но ответственность за такой вред будет нести фонд капитального ремонта.

Согласно ст. 188 Жилищного кодекса убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При этом, субъект РФ, на территории которого создан региональный оператор, несет субсидиарную ответственность за исполнение оператором обязательств перед собственниками.

Почему ответственность несет фонд капитального ремонта?

Ответственность фонда капитального ремонта строится на совокупности обязательств фонда перед собственниками.

Региональный оператор обязан:

  • обеспечить подготовку задания на выполнение работ по капитальному ремонту, а также при необходимости подготовить проектную документацию (п. 2 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • найти подрядчика для выполнения работ и заключить с ним договор, предусматривающий установление гарантийного срока на работы не менее 5 лет со дня приемки таких работ (п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • контролировать качество выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (п. 4 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ)
  • нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (п. 11 ч.2 ст. 182 ЖК РФ)

В итоге, перед жителями ответственность несет региональный оператор, на котором лежит обязанность как найти подрядчика, так и контролировать качество выполнения работ. Здесь можно провести аналогию, например, в рамках деятельности управляющих перед жителями ответственность за качество работ по текущему ремонту и содержанию общего имущества будет нести управляющая организация независимо от того факта, что работы могут выполняться подрядными организациями. Такой же принцип действует и в отношении регионального оператора.

К такому выводу пришел Верховный суд, отразив в определении от 20 июня 2017 г. N 6-КГ17-4 позицию, согласно которой региональный оператор несет два вида ответственности:

  • за неисполнение своих обязательств, то есть за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство;
  • за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Источник

Статья 182 ЖК РФ. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Новая редакция Ст. 182 ЖК РФ

1. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Читайте также:  Оплата капитального ремонта приватизированных квартир

2. Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан:

1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 настоящего Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

4.1) обеспечить установление в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;

5) осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;

6) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислять денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплачивать собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта;

7) аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

9) представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос;

10) разместить на своем официальном сайте информацию о правах и об обязанностях собственников помещений в многоквартирном доме и регионального оператора, возникающих в связи с исполнением требований настоящего Кодекса, нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, об организации проведения капитального ремонта, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

Читайте также:  Уватское производство капитального ремонта скважин

11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;

12) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

4. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе — государственными бюджетными и казенными учреждениями, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются муниципальными бюджетными и казенными учреждениями) на основании соответствующего договора, заключенного с региональным оператором.

5. Привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

7. Возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме.

Комментарий к Статье 182 ЖК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 182 ЖК в процессе написания. Заходите позже.

Источник

Как доказать, что Фонд капремонта не выполняет обязательств?

– Как доказать, что Фонд капремонта, взимая взносы, не исполняет или недобросовестно исполняет свои обязательства по проведению работ по капремонту?

Отвечает генеральный директор УК «РАДЭКС» Евгений Беляев:

Перед проведением работ по капитальному ремонту региональный оператор обязан согласовать с собственниками список проводимых работ, регламент работ, сумму, которая будет потрачена на проведение этих работ. Между регоператором и лицом, осуществляющим управление в конкретном МКД, заключается договор на оказание услуг. Проведение тех или иных работ должно быть отражено в договоре. Плюс к нему должна прилагаться проектная документация, сметная документация.

По окончании подписывается акт выполненных работ. От имени собственников его подписывает уполномоченное лицо, выбранное решением общего собрания собственников жилых помещений в конкретном МКД. Если собственники не согласны с тем, что регоператор должным образом исполнил свои обязанности, то акт приемки выполненных работ не подписывается, а заключенный ранее договор может служить основанием для обращения в суд.

Читайте также:  Капитальный ремонт фасада что туда входит

Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

Фонд никаких работ не выполняет и не должен выполнять: он служит для накопления Ваших взносов и контроля за их расходами. А расходами занимается либо администрация по заявлению ТСЖ, либо сама управляющая компания. Вот туда и обращайтесь с заявлением о необходимом ремонте. Заявление должно быть в письменной форме. Они Вам обязаны дать ответ в течение 10 рабочих дней. Дальше действуйте, исходя из того, что там будет.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

Для того, чтобы доказать, что организация, на которую возложены определенные обязательства, их не исполняет, необходимо:

  1. Определить объем этих обязательств и установить, в чем именно они заключаются (в каких действиях) и в какие сроки эти действия должны быть исполнены.
  2. Убедиться, что данные действия не были исполнены вообще или были исполнены, но с опозданием по срокам.
  3. Получить подтверждение фактов неисполнения обязательств в материальном виде. Например, в случае с Фондом капремонта можно написать им письменное официальное обращение с «неудобными» вопросами о сроках проведения капитального ремонта, порядке его проведения и объеме работ. Если капремонт в Вашем доме действительно необходим, то в этом же обращении напрямую поинтересоваться у них о сроках начала работ. В том случае, когда по всем законам и нормативным актам ремонт действительно должен быть проведен, то в ответном письме, которое они Вам обязаны написать, скорее всего, будут различные отписки, указывающие на факты, не соответствующие действительности. Подобные документы уже могут служить доказательствами в суде (при необходимости). Либо капремонт все-таки начнется.

Также, если отдельные участки дома или инженерные узлы (электропроводка, водопровод и т. д.) действительно в катастрофическом состоянии, нужно обратиться в независимую организацию, занимающуюся строительной экспертизой, которая может провести обследование и составить акт, описывающий состояние объекта, который должен быть восстановлен путем капитального ремонта. Такой документ также будет являться письменным доказательством.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Как физическое лицо Вы не можете этого доказать. В данной ситуации принять решение может только суд.

Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:

О неисполнении региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов своей обязанности по проведению капитального ремонта может свидетельствовать ответ на претензию, поданную собственниками квартир в его адрес. Далее уже в ходе судебного процесса суд сам запросит у Фонда доказательства проведения ремонта. Если он их не предоставит, это и будет являться главным аргументом в Вашу пользу.

О ненадлежащем исполнении обязательств по проведению капитального ремонта Фондом могут свидетельствовать такие доказательства, как: фотографии и видеозаписи результата некачественной работы, заключения экспертов, акты осмотров и др. В ходе судебного процесса суд назначит экспертизу, которая покажет, являются ли проведенный ремонт некачественным. Заключение этой экспертизы будет являться важнейшим для Вас доказательством по делу.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Источник