Виды ремонта судов
Под ремонтом судна понимается комплекс работ по восстановлению исправного и работоспособного состояния судна на определённом отрезке времени с выводом его из эксплуатации. Виды и назначение ремонтов судов морского флота определяет Положение о технической
эксплуатации флота. В соответствии с этим документом
ремонт судов производится по планово-предупредительной
системе, которая предусматривает следующие виды ремонта:
заводской и доковый для судов в целом; межрейсовый;
поддерживающий; гарантийный; аварийный;
восстановительный; текущий ремонт элементов судна;
капитальный ремонт элементов судна.
Все виды ремонта морского флота (судов) классифицирующихся в зависимости от: процессов, протекающих в элементах судна и приводящих к утрате их спецификационных показателей технического состояния; степени директивности и назначение ремонта см. Рис 8 /2/.
Рис.8 Классификация видов ремонта.
В зависимости от характера протекания процессов утраты специфических показателей технического состояния судовой техники, ремонты делят на плановые и неплановые.
Плановый ремонтсудов — это такой, который назначается в результате процессов старения, образования эксплуатационных отложений, коррозионного, механического и других видов изнашивания. Все плановые ремонты в зависимости от регламентации периодичности ремонтов делят на ремонты, входящие и не входящие в планово-предупредительную систему, которую применяют в течение всего нормативного срока службы судов.
Заводской ремонт— плановый ремонт в объёме очередного классификационного освидетельствования с периодичностью 4-5 лет. В процессе заводского ремонта
судна осуществляются работы связанные с восстановлением класса Регистра (либо другого классификационного общества), выполнением требованием Международных Конвенций и Форума нефтяных компаний, а также требованиями охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
В зависимости от технического состояния судна в составе заводского ремонта выполняются работы по текущему и капитальному ремонту судовых конструкций и технических средств.
Заводской ремонт в объёме очередного докования(доковый ремонт) — плановый ремонт с периодичностью 24 месяца плюс-минус 3 месяца. Этот вид ремонта осуществляется в судоподъёмных сооружениях для восстановления исправного технического состояния подводной части судна. В процессе докового ремонта производится ремонт средств защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранение повреждений движетельно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов судна, ремонт которых на плаву невозможен. В процессе этого ремонта могут выполняться сопутствующие работы не докового характера, продолжительность которых не должна превышать плановое время докового ремонта. Средняя продолжительность одного докового ремонта морского транспортного судна по Министерству транспорта составляет 16 суток.
К плановым ремонтам судов,не входящим в планово-предупредительную систему, относят: межрейсовый; поддерживающий и гарантийный. Межрейсовый ремонт-плановый ремонт, выполняемый в межремонтный период, как правило, совмещаемый с ежегодным освидетельствованием судна Регистром и служит для устранения выявленных неисправностей, которые не могут быть устранены в процессе эксплуатации. Этот вид ремонта производится с выводом судна из эксплуатации в среднем на 4-6 суток.
Поддержевающий ремонт судна —плановый ремонт, выполняется в конце срока службы судна и заключается в восстановлении минимального уровня его технического состояния, обеспечивающего нормальную эксплуатацию в установленный срок. При поддерживающем ремонте проведение модернизационных работ запрещено.
Гарантийный ремонт судна— плановый ремонт, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителем ремонта в течение гарантийного срока для
восстановления технико-эксплуатационных характеристик элементов судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации. Выполняется на основании рекламаций, предъявляемых заказчиком (судовладельцем) заводу. Гарантийный срок устанавливается обычно продолжительностью 12 месяцев календарного времени со дня приёмки судна от завода.
Аварийный ремонт судна— это не плановый ремонт, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем. При аварийном ремонте выполняется только работа, связанная с ликвидацией аварийных повреждений.
Восстановительный ремонт судна —это не плановый ремонт, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийными бедствиями, и после достижения судном предельного состояния. После проведения восстановительного ремонта судно вводится в планово-предупредительную систему ремонтов.
Текущий ремонтсудовых конструкций и технических средств осуществляется с целью гарантированного обеспечения их работоспособного состояния и заключается в восстановлении или замене отдельных (быстроизнашивающихся) элементов, кроме базовых. К текущему ремонту относятся: переборка судовых технических средств, очистка и окраска судовых конструкций, переборка и устранение неплотностей судовых трубопроводов и т.д.
Капитальный ремонтсудовых конструкций и технических средств осуществляется с целью восстановления и их исправного технического состояния и полного или близкого к полному восстановлению ресурса (срока службы) с восстановлением или заменой любых элементов, включая базовые. К капитальному ремонту относится замена и ремонт судовых конструкций и технических средств с изменением конструктивных размеров взаимосвязанных деталей.
Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 17190 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Периодичность капитального ремонта судна морского
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта судов
Термины и определения
System of technical maintenance and repair of ships.
Ship’s repair. Terms and definitions
Дата введения 1981-07-01
РАЗРАБОТАН Министерством морского флота
Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.Н.Драницын, канд. техн. наук; Д.Т.Чапкис, канд. техн. наук; С.П.Румянцев; Н.К.Сухов, канд. техн. наук; В.П.Никифоров, канд. техн. наук; И.А.Клюхин; Л.С.Юдейкин
ВНЕСЕН Министерством морского флота
Начальник Научно-технического управления В.X.Дубчак
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 8 мая 1980 г. N 2050
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины и определения основных понятий в области ремонта судов, кораблей и других плавающих средств.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В стандарте в качестве справочных приведены иностранные эквиваленты стандартизованных терминов на немецком (D), английском (Е) и французском (F) языках.
В стандарте приведены алфавитные указатели содержащихся в нем терминов на русском языке и их иностранных эквивалентов.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы — светлым.
К стандарту даны рекомендуемые приложения:
1 — термины и определения понятий, связанных с ремонтом судна;
2 — пояснения к некоторым терминам;
3 — систематизация видов и методов ремонта судов.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
* Здесь и в дальнейшем для понятий, относящихся к кораблям, в терминах и соответствующих им определениях слово «судно» следует заменять на «корабль».
1. Система технического обслуживания и ремонта судов
D. System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur
E. System of technical maintenance and repair of ships
F. de technique et de la du navire
Совокупность взаимосвязанных технических средств, материалов, документов и исполнителей, необходимых и достаточных для поддержания и восстановления заданных значений технико-эксплуатационных характеристик судов, входящих в эту систему
Комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.
Примечание. Исправное и работоспособное состояния являются видами технического состояния
3. Техническое состояние судна
D. Technischer Schiffszustand
E. Ship technical condition
F. Flat technique du navire
Совокупность изменяющихся свойств судна, установленная в нормативно-технической документации и определяемая значениями технико-эксплуатационных характеристик в данный момент времени
4. Качество ремонта судна
E. Quality of ship repair
F. de la du navire
Совокупность свойств ремонта судна, определяющая соответствие этого процесса требованиям нормативно-технической документации
5. Качество отремонтированного судна
D. des reparierten Schiffs
E. Quality of repaired ship
Совокупность свойств отремонтированного судна, определяющая его соответствие требованиям нормативно-технической документации
6. Обменный фонд элементов судов
D. Tauschfonds der Schiffselemente
E. Exchange fund of ship components
Совокупность покупных, предварительно отремонтированных и изготовленных на данном предприятии элементов судна, предназначенных для обеспечения агрегатного ремонта судов
ВИДЫ РЕМОНТА
7. Капитальный ремонт судна*
D. Generalreparatur des Schiffs
E. Major ship repair
Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.
1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при капитальном ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.
2. Капитальный ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78
* Для предприятий Министерства рыбного хозяйства СССР на срок до 01.07.1983 г. допускается наряду с терминами «капитальный ремонт судна» и «текущий ремонт судна» применять соответственно «большой ремонт судна» и «малый ремонт судна».
8. Средний ремонт судна
D. Mittlere Reparatur des Schiffs
E. Average ship repair
F. moyenne du navire
Ремонт судна, выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до заданных значений с заменой и (или) восстановлением элементов ограниченной номенклатуры.
1. Значения технико-эксплуатационных характеристик судна при среднем ремонте устанавливаются в нормативно-технической документации.
2. Средний ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78
9. Текущий ремонт судна
D. Laufende Reparatur des Schiffs
E. Current ship repair
F. courante du navire
Ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов.
Примечание. Текущий ремонт элемента судна — по ГОСТ 18322-78
10. Заводской ремонт судна
D. Betriebsreparatur des Schiffs
E. Yard ship repair
F. du navire l’usine
Ремонт судна, выполняемый на предприятии
11. Доковый (слиповый) ремонт судна
D. Schiffssaufzuge Reparatur
E. Dock-side ship repair
F. du navire en dock
Ремонт подводной части судна, выполняемый в доке (слипе)
12. Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна
D. Schiffsreparatur zwischen der Reisen
E. Inter-voyage ship repair
F. du navire entre les
Ремонт судна, выполняемый между рейсами (походами) для поддержания исправного или работоспособного состояния его отдельных элементов
13 . Поддерживающий ремонт судна
E. Support ship repair
Ремонт судна, выполняемый в минимальном объеме для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах на установленный интервал времени в конце или непосредственно после окончания нормативного срока службы
14. Гарантийный ремонт судна
D. Garantierte Reparatur des Schiffs
E. Warranty ship repair
F. de garantie du navire
Ремонт судна, выполняемый силами и средствами строителя судна или исполнителя ремонта в течение гарантийного срока для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, установленных в нормативно-технической документации на постройку или ремонт, при условии выполнения экипажем судна правил технической эксплуатации
15. Аварийный ремонт судна
D. Havarie-Reparatur des Schiffs
E. Damage ship repair
F. (du navire) d’avarie
Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем
16. Восстановительный ремонт судна
D. Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs
E. Restoring ship repair
Неплановый ремонт судна, выполняемый для устранения последствий повреждений, вызванных стихийным бедствием
17. Регламентированный ремонт
D. Reglementieste Reparatur
E. Reglemented repair
Примечание. Периодичность и объем регламентированного ремонта судна и его элементов устанавливаются эксплуатационной и (или) ремонтной документацией
18. Ремонт по техническому состоянию
D. Reparatur nach technische Zustand
E. Repair according to technical condition
F. la condition technique
19. Плановый ремонт
E. Scheduled repair
20. Неплановый ремонт
D. Planlos Reparatur
E. Unscheduled repair
METОДЫ РЕМОНТА
21. Обезличенный метод ремонта
E. Depersonalized repair
22. Агрегатный метод ремонта
D. Aggregatorverfahren der Reparatur
E. Unit ship repair method
23. Поточный метод ремонта
D. Fliessverfahren der Reparatur
E. Running repair method
F. de la la chaine
Примечание. Термины видов ремонта по признаку применяемого метода следует образовывать в соответствии с терминами видов ремонта, например, «обезличенный ремонт», «агрегатный ремонт», «поточный ремонт» и т.д.
ЭТАПЫ РЕМОНТА
24. Подготовка к ремонту судна
D. Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs
E. Preparation for ship repair
F. pour la du navire
Совокупность организационно-технических мероприятий судовладельца и предприятия, выполняемых для обеспечения своевременного начала и окончания ремонта судна с заданным качеством
25. Нулевой этап ремонта судна
D. Nulle Phase der Schiffsreparatur
E. Zero stage of ship repair
Комплекс операций при подготовке к ремонту судна, выполняемых предприятием по заказу судовладельца с целью сокращения продолжительности и улучшения качества ремонта судна
26. Начало ремонта судна
D. Anfang der Schiffsreparatur
E. Start of ship repair
Момент окончания приемки судна на ремонт предприятием от судовладельца
27. Дефектация судна
Е. Ship defects discovering
Определение вида технического состояния судна, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик судна до заданных
28. Технологический этап ремонта судна
D. Technologische Phase der Schiffsreparatur
Е. Technological stage of ship repair
Законченная определенная часть ремонта судна, представляющая комплекс взаимосвязанных операций, установленный в технологической документации
29. Окончание ремонта судна
D. Ende der Schiffsreparatur
Е. Ending of ship repair
Момент окончания приемки судна после ремонта судовладельцем от предприятия
ПОКАЗАТЕЛИ РЕМОНТА
30. Трудоемкость ремонта судна
D. Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur
Е. Ship repair labour capacite
F. de travail pour la du navire
Трудовые затраты на проведение одного ремонта данного судна
31. Стоимость ремонта судна
D. Wert der Schiffsreparatur
Е. Ship repair cost
Стоимость проведения одного ремонта данного судна
32. Продолжительность ремонта судна
D. Dauer der Schiffsreparatur
Е. Ship repair duration
F. de la du navire
Календарная продолжительность от начала до окончания ремонта данного судна
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Качество отремонтированного судна
Качество ремонта судна
Метод ремонта агрегатный
Метод ремонта обезличенный
Метод ремонта поточный
Начало ремонта судна
Окончание ремонта судна
Подготовка к ремонту судна
Продолжительность ремонта судна
Ремонт по техническому состоянию
Ремонт судна аварийный
Ремонт судна восстановительный
Ремонт судна гарантийный
Ремонт судна доковый (слиповый)
Ремонт судна заводской
Ремонт судна капитальный
Ремонт судна межрейсовый (межпоходовый)
Ремонт судна поддерживающий
Ремонт судна средний
Ремонт судна текущий
Система технического обслуживания и ремонта судов
Состояние судна техническое
Стоимость ремонта судна
Трудоемкость ремонта судна
Фонд элементов судов обменный
Этап ремонта судна нулевой
Этап ремонта судна технологический
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Anfang der Schiffsreparatur
Aggregatorverfahren der Reparatur
Arbeitsaufwand der Schiffsreparatur
Betriebsreparatur des Schiffs
Dauer der Schiffsreparatur
Ende der Schiffsreparatur
Fliessverfahren der Reparatur
Garantierte Reparatur des Schiffs
Generalreparatur des Schiffs
Havarie-Reparatur des Schiffs
Laufende Reparatur des Schiffs
Mittlere Reparatur des Schiffs
Nulle Phase der Schiffsreparatur
des reparierten Schiffs
Reparatur nach technische Zustand
Tauschfonds der Schiffselemente
Technologische Phase der Schiffsreparatur
Schiffsreparatur swischen der Reisen
System des technischen Schiffsunterhaltung und Reparatur
Vorbereitung zur Reparatur des Schiffs
Wert der Schiffsreparatur
Wiederherstellungs-Reparatur des Schiffs
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Average ship repair
Current ship repair
Damage ship repair
Dockside ship repair
Echange fund of ship components
Ending of ship repair
Inter-voyage ship repair
Major ship repair
Preparation for ship repair
Quality of repaired ship
Quality of ship repair
Repair according to technical condition
Restoring ship repair
Running repair method
Ship defect discovering
Ship repair cost
Ship repair duration
Ship repair labour capacity
Ship technical condition
Start of ship repair
Support ship repair
System of technical maintenance and repair of ships
Technological stage of ship repair
Unit ship repair method
Yard ship repair
Warranty ship repair
Zero stage of ship repair
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Flat technique du navire
la condition technique
(du navire) d’avarie
courante du navire
de garantie du navire
moyenne du navire
du navire en dock
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С РЕМОНТОМ СУДОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое
1. Модернизация судна (элемента судна)
D. Schiffsmodernisierung (Schiffselement)
Е. Ship modernisation (ship’s element)
Совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик, включая характеристики условий труда и быта экипажа
2. Переоборудование судна (элемента судна)
Е. Ship requipment (ship’s element)
F. du navire ( du navire)
Совокупность операций по изменению конструкции судна (элемента судна) с целью изменения его функционального назначения
3. Элемент судна
Е. Ship component
Изделие или совокупность изделий, предусмотренные в конструкции судна и выполняющие определенные функции, установленные в нормативно-технической документации
6. Исправное состояние
D. Guter Zustand
Е. Good condition
7. Неисправное состояние
D. Schlechter Zustand
Е. Bad condition
8. Работоспособное состояние
Е. Working ability
9. Производственный цикл
Е. Production cycle
F. Cycle de la production
________________
* Действует ГОСТ 14.004-83. — Примечание «КОДЕКС».
10. Производственный процесс
Е. Production process
F. Processers de la production
Совокупность всех действий людей и орудий производства, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий
11. Технологический процесс
D. Technologischer Prozess
Е. Technological process
F. Processers technologique
___________________
* Действует ГОСТ 3.1109-82. — Примечание «КОДЕКС».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). ПОЯСНЕНИЯ К НЕКОТОРЫМ ТЕРМИНАМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
К термину «Система технического обслуживания и ремонта судов» (п.1)
Под судами понимаются плавучие инженерные сооружения для транспортирования грузов и пассажиров по воде, водного промысла, добычи полезных ископаемых и т.д.
Система технического обслуживания и ремонта судов является планово-предупредительной. Технические обслуживания и ремонты определенных видов выполняются с заданными последовательностью и периодичностью, включая подготовку к ним.
Затраты труда, средств, материалов и времени при ремонте связаны со степенью восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна или ресурсов его элементов.
Технико-эксплуатационными характеристиками судна называются его количественные характеристики, значения которых изменяются во времени и определяются конструкцией судна, выполняемыми функциями и условиями его использования по назначению (скорость судна, удельный расход топлива и т.д.).
К термину «Ремонт судна» (п.2)
Ремонт судна связан с восстановлением плавучести, ходкости, управляемости, устойчивости, прочности и других свойств. Отличительными признаками ремонта являются: степень восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна, место ремонта, время ремонта, устранение причин и последствий отказов, регламентация выполнения ремонта, планирование ремонта и т.д. Видом ремонта называется группировка ремонтов, выделяемая по одному отличительному признаку. Номенклатура видов ремонта, применяемых отдельными министерствами или ведомствами, устанавливается в их нормативно-технической документации. Термины и определения видов ремонта судов, применяемые в этой нормативно-технической документации, не должны противоречить ГОСТ 18322-78 и настоящему стандарту.
К термину «Капитальный ремонт судна» (п.7)
Капитальный ремонт судна может сопровождаться модернизацией, обеспечивающей улучшение технико-эксплуатационных характеристик судна с целью приближения к значениям характеристик однотипных судов, строящихся в этот период.
Капитальный ремонт может выполняться в несколько этапов.
К термину «Средний ремонт судна» (п.8)
При среднем ремонте судна выполняется контроль технического состояния его элементов в объеме, установленном в нормативно-технической документации, а также допускается проведение модернизации.
К термину «Доковый (слиповый) ремонт судна» (п.11)
В процессе докового (слипового) ремонта судна восстанавливаются средства защиты корпуса от коррозии и обрастания, устраняются выявленные дефекты подводной части корпуса, движительно-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов подводной части судна, ремонт которых на плаву невозможен, и т.д.
Доковый (слиповый) ремонт может представлять часть заводского ремонта или выполняться самостоятельно.
К термину «Межрейсовый (межпоходовый) ремонт судна» (п.12)
В зависимости от принятой системы технического обслуживания и ремонта межрейсовый ремонт судна может быть плановым или неплановым. Очередное техническое обслуживание может выполняться одновременно с межрейсовым ремонтом судна.
Для судов внутреннего и «река-море» плавания межрейсовый ремонт может выполняться в процессе остановки во время рейса для устранения причин и последствий отказов.
К термину «Поддерживающий ремонт судна» (п.13)
Поддерживающий ремонт, при необходимости, выполняется в конце нормативного срока службы в случае изменения условий эксплуатации, предусмотренных проектом судна.
К термину «Подготовка к ремонту судна» (п.24)
К организационно-техническим мероприятиям судовладельца при подготовке судна к ремонту относят: обеспечение необходимой документацией, установление планового срока ремонта судна, обеспечение окончания рейса к установленному сроку, выполнение предремонтной дефектации в процессе эксплуатации, перегон судна к месту ремонта, очистку, мойку, дегазацию судовых помещений и т.д.
К организационно-техническим мероприятиям завода относят участие в предремонтной дефектации, подготовку документации, технических и материальных средств, используемых и потребляемых при ремонте, и т.д.
К термину «Нулевой этап ремонта судна» (п.25)
В процессе выполнения нулевого этапа ремонта судна завод приобретает и изготовляет определенные элементы судна и т.д.
К терминам «Начало ремонта судна» и «Окончание ремонта судна» (пп.26 и 29)
Даты начала и окончания ремонта судна указываются в соответствующих актах на приемку судна предприятием на ремонт или судовладельцем после окончания ремонта.
Источник