Зачем проводится капитальный ремонт зданий?
Влияние времени сказывается на всех без исключения строениях.
Отдельные части или целое здание становится непригодным к безопасной эксплуатации. Постепенно элементы конструкции изнашиваются и устаревают. В таком случае требуется проводить капитальный ремонт.
На этапе его выполнения реконструкции или замене могут подлежать инженерные конструкции и системы коммуникаций. В отличии от косметического ремонта, который может проводиться даже каждый год, периодичность капитальных работ исчисляется часто десятками лет. Выполняются они обычно планово, в старых строениях, а также когда требуется полная смена коммуникационных систем. Потеря пришедшими в негодность конструкциями свойств, отвечающих современным требованиям по эффективности, безопасности и экономичности, является предпосылкой для модернизации объекта.
Интересно, что в процессе демонтажа ветхих строений или при выполнении капитального ремонта зданий можно получить сырье для изготовления различных строительных материалов, в частности, вторичного щебня. Он пользуется востребованностью на рынке, в первую очередь, за счет своей выгодной стоимости – экономия может составить даже 50% в сравнении с гранитным. Его финансовая доступность добавляет вариативности ассортименту строительного рынка и существенно упрощает выбор для потребителей, ведь в зависимости от сферы применения и требований к качеству материала, можно заказать щебень в Серпухове или вторичную продукцию.
Причины проведения капительного ремонта
Выполнение капитального ремонта мастерами может иметь целью решение ряда задач:
- устранение, частично, физического и функционального износа зданий;
- возвращение ему эстетических характеристик, что предопределено моральным устареванием и неприглядным внешним видом строения;
- модернизация объекта за счет применения инновационных технологий в процессе реконструкции;
- замена вышедших из строя элементов коммуникационных систем и частей здания – труб, кровли, проводки, канализации, полов.
Способы реализации
Капитальный ремонт может проводиться комплексно или выборочно. В процессе проведения работ в комплексе, модернизации и замене составных частей обычно подлежит здание полностью. Качество проведенного ремонта во много будет зависеть от использованных материалов. Необходимым техническим требованиям отвечает песок Серпухов, который востребован для выполнения работ на разных этапах. После завершения ремонта здание обязательно должно отвечать действующим техническим нормам по эксплуатации.
При выборочном ремонте реконструкции подлежит исключительно определенная часть здания. Проводимые работы призваны устранить неисправности отдельных элементов строения. Но вне зависимости от масштаба деятельности, капитальный ремонт является важным и ответственным процессом, заниматься которым должны профессионалы.
Источник
Капитальный ремонт многоквартирных домов: региональный аспект
Дата публикации: 26.12.2016 2016-12-26
Статья просмотрена: 247 раз
Библиографическое описание:
Мищенко, В. И. Капитальный ремонт многоквартирных домов: региональный аспект / В. И. Мищенко, М. В. Шишканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37430/ (дата обращения: 18.02.2021).
На современном этапе социально — экономического развития России жилищная проблема, по — прежнему, остается актуальной. И заключается она не только в нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям. Серьезной социальной проблемой является состояние жилищного фонда. Начиная с 1991 года, когда вступил в силу Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство практически полностью прекратило проведение капитального ремонта многоквартирных домов, и с этого времени жилищный фонд стал деградировать. [2]
Вступивший в силу с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ возлагает обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на собственников, которые далеко не все и далеко не сразу прониклись чувством собственности к общему имуществу. [1]
А ведь в многоквартирном доме общее имущество (инженерные коммуникации, посредством которых осуществляется поставка и потребление газа, горячей и холодной воды, водоотведение, лифты, подвал, крыша) в значительной мере определяет качество и комфорт жизни собственников жилых и нежилых помещений. Из этого следует, что как бы мы ни заботились об общем имуществе, со временем капитальный ремонт неизбежен.
Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 в Жилищный кодекс РФ был введен раздел «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Названным законом установлена обязанность собственников как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, определены требования к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов. [3]
Система, по которой оплачивать ремонт стали сами жильцы, заработала к 2014 году и вызвала большое недовольство среди россиян. Дело дошло до протестных митингов. Проблема капремонта из экономической стала превращаться в политическую. В ряде регионов прошли митинги против взносов на капремонт: в Москве, Тюмени, Нижнем Новгороде, Биробиджане и других городах. Как отмечалось в ряде научных публикаций, причиной негативного отношения к новым правилам проведения капитального ремонта, явилось то, что многие дома уже в момент приватизации требовали капремонта. И выполнить эту обязанность должны были муниципалитеты или уполномоченные ими лица. В соответствии со ст. 16 Закона РФ.
«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по производству капитального ремонта, не исполненная наймодателем на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. По нашему мнению, вряд ли это осуществимо. Однако граждане в судебном порядке имеют право требовать исполнения указанной обязанности.
На наш взгляд, многое зависит от того, насколько продумана и организована эта работа в регионах. Рассмотрим теоретические и практические аспекты организации и проведения капитального ремонта на примере отдельного региона, а именно Владимирской области.
Во Владимирской области жилищный фонд имеет большой процент износа, техническое состояние большей части общего имущества многоквартирных домов не соответствует требованиям, которые предъявляются к жилому фонду. И основной причиной неудовлетворительного состояния многоквартирных домов выступает отсутствие своевременного капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Действующим жилищным законодательством предусмотрены два способа формирования капитального ремонта:
− Накопление на специальном счете многоквартирного дома;
− Накопление на счете регионального оператора [1].
Правовой основой организации капитального ремонта многоквартирных домов во Владимирской области являются:
− Жилищный кодекс РФ;
− Постановление Губернатора Владимирской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 года»;
− Постановление Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 № 424 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области». Отметим, что Учредителем регионального оператора является администрация Владимирской области, а в состав Попечительского совета Фонда входят представители администрации Владимирской области, представители Законодательного Собрания Владимирской области и представители Общественной палаты Владимирской области. [6]
− Закон Владимирской области от 06.11.2013 № 121-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области».
Региональная программа капитального ремонта Владимирской области рассчитана на 2014–2043 годы и направлена на улучшение технического состояния многоквартирных домов, которые расположены на территории Владимирской области, что будет способствовать комфортности проживания граждан, улучшению эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах. [5]
В региональной программе капитального ремонта предусмотрены мероприятия, которые позволяют сформировать действующую на постоянной основе систему капитального ремонта общего имущества собственников в многоквартирных домах.
В 2015 году Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области велась активная информационно- разъяснительная работа среди собственников помещений в многоквартирных домах. Основной целью информационной работы было осуществление максимально возможного информирования жителей непосредственно о сути программы капитального ремонта и о ходе ее реализации.
И такая работа дала положительные результаты. К концу 2015 года уменьшилось количество обращений жителей к специалистам фонда, а также изменилось содержание вопросов. Если в начале 2015 года жители спрашивали, что вообще такое капремонт, кто создал Фонд, как рассчитывался размер взноса, то к концу 2015 года собственников стало интересовать, как можно повлиять на очередность капремонта, как сменить способ формирования фонда капремонта своего дома, то есть, содержание вопросов изменилось, что свидетельствует об эффективности информационно-разъяснительной работы среди собственников многоквартирных домов.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах во Владимирской области в 2015 году осуществлялся на основании краткосрочного плана, который утвержден Постановлением администрации Владимирской области от 3 декабря 2014 года № 1236 «Об утверждении краткосрочного сводного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 год». [7]
Финансирование капитального ремонта в 2015 году в многоквартирных домах производилось за счет следующих источников:
− 12213, 05 тыс. руб. — средства государственной корпорации — Фонд содействия реформированию ЖКХ;
− 15518, 47 тыс. руб. — средства областного бюджета;
− 25233, 03 тыс. руб. — средства местных бюджетов;
− 773193, 96 тыс. руб. — средства собственников.
В результате проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 31 декабря 2015 года капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов был завершен в полном объеме в 550 многоквартирных домах.
Общая стоимость работ, направленная на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в 2015 году составила 533766, 03 тыс. рублей.Долгосрочная программа реализуется во Владимирской области с 2014 года. За этот период в регионе отремонтировано 1047 домов (497 и 550 домов в рамках краткосрочных планов 2014 и 2015 года соответственно). [4]
Программа по реализации капитального ремонта продемонстрировала хорошие показатели и высокое качество работ. Благодаря программе капитального ремонта улучшили свои жилищные условия более 100 тысяч жителей региона. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, Владимирская область занимает первое место в Центральном федеральном округе и 12-е — по России по количеству многоквартирных домов, капитально отремонтированных в рамках программы.
Таким образом, можно сказать, что краткосрочный план капитального ремонта, предусмотренный на 2015 год во Владимирской области был успешно выполнен. Полагаем, что главный аргумент убеждения россиян в своевременной оплате взносов на капитальный ремонт лежит в практической плоскости: лучшим аргументом будет эффективная работа региональных операторов по своевременному и качественному выполнению планов капитального ремонта, обеспечения прозрачности и открытости при проведении этой работы.
- «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ.
- Закон РФ от 04.07.1991 № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
- Закон Владимирской области от 06.11.2013 № 121-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Владимирской области».
- Постановление Губернатора Владимирской области «Об утверждении региональной программы капитального ремонта на период с 2014 по 2043 года».
- Постановление Губернатора Владимирской области от 15.04.2013 № 424 «О создании некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области».
- Постановление администрации Владимирской области от 3 декабря 2014 года № 1236 «Об утверждении краткосрочного сводного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2015 год».
Источник
Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в России. Опыт, анализ, предложения
А. Л. Белов, заместитель директора теплового отдела ООО «Данфосс»
Капитальный ремонт – это не придумка новейшего времени. В советский период капитальный ремонт многоквартирного жилищного фонда успешно проводился и был обязанностью исключительно государства, поскольку оно было единственным собственником почти всего жилья (см. справку 1).
Очередной старт массовой программе капитального ремонта был дан в декабре 2012 года с принятием федерального закона № 271-ФЗ 1 . Прошедших пяти лет достаточно, чтобы уже сделать некоторые выводы, не претендующие на всеобъемлющую полноту анализа, касающиеся как организации работ по капитальному ремонту, так и достигнутых результатов.
По данным Росстата, в 2012 году в капитальном ремонте нуждалось около 275 тыс. многоквартирных домов. Однако, по мнению экспертного сообщества, таких домов было в несколько раз больше. Понимание этого очевидного факта властями и вызвало, по-видимому, разработку законодательной базы для новейшей программы капитального ремонта.
Законодательная база
Основой для законодательной базы капитального ремонта помимо закона № 271-ФЗ стали Жилищный (далее – ЖК РФ) и Градостроительный (далее – ГК РФ) кодексы Российской Федерации, федеральные законы № 417-ФЗ и № 176-ФЗ 2 , а также многочисленные СП, СНиПы, ВСН, постановления Правительства РФ, приказы Минстроя и Минэнерго России и других ведомств, документы региональных фондов капитального ремонта.
И все было бы неплохо, если бы изначально была определена основная цель капитального ремонта. К сожалению, этого не произошло. Спешка и отсутствие координации между юристами, специалистами фондов капитального ремонта, проектировщиками, монтажниками, муниципальными администрациями и жителями МКД привели к тому, что под словами «капитальный ремонт» все его действующие лица понимали абсолютно разные вещи.
СПРАВКА 1 |
Первые лица государства заявляли в СМИ, что после капитального ремонта жители получат современные дома с энергоэффективными инженерными системами и в связи с этим станут значительно меньше платить за коммунальные услуги. В то же время на местах специалисты фондов капитального ремонта призывали жителей внимательнее читать ГК РФ (ст. 1, п. 14.2), в котором капитальный ремонт определяется как «замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов». Получается, ГК РФ не предусматривалось в рамках капитального ремонта никаких работ по модернизации инженерных систем зданий. Планировалась только замена изношенных элементов таких систем на новые, но абсолютно аналогичные тем, какие были в здании на момент его постройки.
Если провести аналогию, то, например, при капитальном ремонте МКАД нужно было бы не заниматься строительством развязок и расширением дороги до 10 полос, а просто положить новый асфальт в двухполосной версии с редко стоящими фонарями освещения. Абсурдность такого подхода очевидна.
О низком качестве действующей законодательной базы также свидетельствует тот факт, что со времени старта программы капитального ремонта в различные разделы ЖК РФ и ГК РФ внесено более сотни поправок и дополнений. Правда, ни одна из них не затронула предусмотренный ЖК минимальный перечень работ по капитальному ремонту МКД (см. справку 2).
СПРАВКА 2 |
В настоящий момент собственники помещений в доме могут принять решение об увеличении взносов сверх утвержденного минимального размера для ремонта дополнительных видов общего имущества, не входящих в предусмотренный ЖК РФ перечень. При этом расширение состава работ отдано на усмотрение субъектов РФ. Так, согласно ЖК РФ (ст. 166), «Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме… может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов… и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ…».
Таким образом, следует признать, что сегодня сложились две парадигмы проведения капитального ремонта. Первая (увы, самая распространенная) основывается на буквальном прочтении законодательства и подразумевает проведение лишь некоторых обязательных видов работ, связанных с обеспечением безопасности строительных конструкций (замена перекрытий, укрепление фундаментов, ремонт кровли и т. д.). Основой второй парадигмы является здравый смысл, благодаря которому механически повторять устаревшие инженерные решения категорически недопустимо. Нельзя упустить шанс, выпадающий раз в несколько десятилетий, реально модернизировать всю систему ЖКХ. Регионов, использующих данный шанс, немного, но они есть. Далее будут приведены некоторые примеры разумного капитального ремонта.
Вопросы финансирования
Взносы на капитальный ремонт
По официальной статистике Росстата и иным открытым источникам, размер минимального взноса на капитальный ремонт в среднем по стране составляет 6,5 руб./м 2 . Взносы на капитальный ремонт в 2016 году варьировались от 2,5 руб./м 2 в Санкт-Петербурге до 15 руб./м 2 в Москве. Столь значительный разброс цен на примерно одинаковые виды и объемы работ, проводимых по программе капитального ремонта, невольно вызывает вопрос, чем он вызван.
На сегодняшний день доля собираемости взносов достигла 85 %. Однако операторы капитального ремонта не знают, что делать с собранными весьма немалыми средствами. По данным портала «Реформа ЖКХ», в качестве неиспользованных остатков предыдущих периодов в настоящее время невостребованными остались более 19,3 млрд руб., что составляет 20 % от потребности прошлого года. В связи с этим доводы о том, что не хватает денег на проведение более разнообразных работ, направленных в том числе на увеличение энергоэффективности инженерных систем зданий, чем предусматривает ЖК, выглядят как-то неубедительно.
Стоимость работ и процентные ставки
Резервы финансирования также следует поискать в так называемых «предельных расценках» – нормативах, установленных региональным оператором при составлении сметы на те или иные виды работ. Данные нормативы определялись весьма приблизительно и подчас не отражают реальных затрат на проведение работ. Поэтому некоторые работы оказываются для подрядчика весьма прибыльными, а на другие средств не хватает. При этом, видимо из соображений финансовой дисциплины, осуществлять перераспределение финансирования не допускается.
Не радует и то, что процентные ставки, под которые региональные операторы размещают в банках средства фондов капитального ремонта, не защищают средства граждан даже от инфляции, не говоря уже о том, чтобы приносить прибыль, направляемую, скажем, на проведение дополнительных работ.
Финансовая поддержка государства
Недавно принято постановление Правительства РФ № 18 4 (далее – ПП РФ № 18), направленное на оказание финансовой поддержки энергоэффективных мероприятий, проводимых в рамках капитального ремонта. Однако и тут не обошлось без осложнений, существенно сокращающих число МКД, жители которых будут в состоянии воспользоваться предоставляемой помощью. Основные подводные камни скрываются в п. 12 данного постановления, в котором определяются критерии получения финансовой помощи для МКД.
Например, определено (ПП РФ № 18, п. 12, часть «б»), что с года ввода многоквартирного дома в эксплуатацию должно пройти более 5 лет, но менее 60 лет. Установка нижней границы в 5 лет понятна и естественна, а вот почему введено ограничение в 60 лет, не совсем ясно. В результате от господдержки отсекаются практически все здания так называемой «сталинской» и дореволюционной застройки, процент которых весьма значителен.
Также предписывается (ПП РФ № 18, п. 12, часть «в») вести учет коммунальных ресурсов в МКД по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета, что абсолютно правильно и логично. Однако вводится уточнение: «…расчет за коммунальные услуги должен осуществляться на основании таких приборов учета непрерывно в течение года». Для электросчетчиков, бесперебойно и надежно работающих порой десятки лет, ничего страшного в этом уточнении нет. А вот в случае с теплосчетчиками это практически блокирует получение финансовой помощи на поддержку энергосберегающих мероприятий в сфере теплоснабжения МКД. Дело в том, что на практике эксплуатация приборов учета тепловой энергии невозможна без прерывания их работы по различным причинам на несколько суток или хотя бы часов в год. Значит, критерий «непрерывности» расчетов не соблюдается.
Помимо этого, МКД может получить помощь при «…отсутствии финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений другого многоквартирного дома» (ПП РФ № 18, п. 12, часть «г»). Значит, субсидию могут получить только дома, выбравшие для накопления денежных средств на капитальный ремонт спецсчет. Жители, выбравшие для этих целей перечисление в «общий котел», очевидно, находятся в дискриминированном положении и не могут рассчитывать на поддержку, поскольку фонд капитального ремонта в «общем котле» формируется за счет взносов многих МКД.
Подводя итог, можно предположить, что ПП РФ № 18 затронет весьма незначительную долю МКД и не окажет существенного влияния на программу капитального ремонта в стране. Остается только надеятся на то, что со временем в ПП РФ № 18 будут внесены соответствующие уточнения и поправки, которые расширят область его применения и позволят претендовать на получение финансовой помощи большинству жилых зданий.
Региональный оператор как главный оператор капитального ремонта
Серьезной проблемой системы капитального ремонта является ее практически полная ориентация на централизованный способ формирования фонда капитального ремонта – счет регионального оператора капитального ремонта или «общий котел». И никакие призывы к населению быть сознательнее и пользоваться правом открывать спецсчета пока не действуют. Так, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, по состоянию на 2015 год открыто всего 70 тыс. спецсчетов, что в общей структуре многоквартирных домов составляет чуть более 2 %. Основные отличия между «общим котлом» и спецсчетом приведены в таблице.
Таблица Основные отличия при использовании специального счета на капремонт и сбором денег в «общий котел» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сейчас остается только признать факт, что именно региональный оператор, как главный оператор капитального ремонта, обязан нести ответственность перед собственниками за результаты своей деятельности 5 . Согласно внесенным законом № 176-ФЗ изменениям, региональный оператор несет ответственность:
- за качество проектной документации и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (ЖК РФ, ст. 182, ч. 2, п. 2);
- за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (ЖК РФ, ст. 182, ч. 2, п. 3);
- за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ЖК РФ, ст. 182, ч. 6).
Но данную ответственность региональный оператор несет с одной значительной оговоркой, изложенной в ЖК РФ (ст. 178, ч. 5): убытки, причиненные собственникам помещений
в МКД в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством. Это значит, что при причинении реального ущерба на миллион собственнику будет возмещено не более того, что он оплатил в виде взносов на капитальный ремонт.
Несмотря на то, что за собственниками квартир в МКД предусмотрено право выбора лица, уполномоченного подписывать акт приемки выполненных работ, нередки случаи аффилированности данного лица с управляющей организацией или муниципальной администрацией. В этой связи существует высокий риск, что выбранное собственниками уполномоченное лицо будет скорее представлять интересы подрядчика и регионального оператора, нежели отстаивать право всех собственников на проведение качественного капитального ремонта.
Эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) отмечают, что отношения между гражданами и региональным оператором по капитальному ремонту имеют слабую правовую защиту в силу того, что капитальный ремонт, согласно ЖК РФ (ст. 154), не является услугой и, соответственно, на него не распространяется действие закона о защите прав потребителей 6 . На практике это означает невозможность общественных организаций, осуществляющих защиту нарушенных прав граждан, в судебном порядке подавать иски от имени неограниченного круга лиц и, соответственно, отстаивать право граждан на качественный капитальный ремонт. Таким образом, региональный оператор часто остается вне досягаемости для обоснованных претензий граждан.
Энергосбережение при капитальном ремонте
Очень хотелось бы написать, что энергосбережение и капитальный ремонт – близнецы-братья, и что из них важнее, неизвестно. Увы, написать так – значит погрешить против истины.
С тревогой следует отметить, что в некоторых регионах объем мероприятий по энергоэффективности не только не вырос, но, напротив, сократился. Так, например, в Москве в рамках программы капитального ремонта 2007 года «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» проводился целый комплекс энергосберегающих мероприятий: утеплялись фасады, устанавливались АУУ с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, балансовые клапаны на стояках системы отопления и радиаторные терморегуляторы на отопительных приборах. Из действующей же сейчас программы капитального ремонта все вышеуказанные мероприятия выпали в полном составе без какого-либо внятного объяснения.
Радует, что есть регионы (Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан и т. д.), в которых объем энергосберегающих мероприятий вырос. Это тем более отрадно, поскольку данные работы проводятся несмотря на то, что в Москве взносы на капремонт составляют 15 руб./м 2 , а в указанных регионах – от 3 до 7 руб./м 2 . Весомую часть расходов в названных субъектах берет на себя городской или региональный бюджет.
Использование индивидуальных тепловых пунктов
Рассмотрим, как обстоят дела с внедрением энергосберегающего теплового оборудования при капитальном ремонте МКД. Именно на нем хочется остановиться, поскольку в платежках за коммунальные услуги доля затрат на тепло составляет от 40 до 50 %.
Одним из наиболее эффективных способов снижения энергопотребления в МКД является использование индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с автоматическим регулированием потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения.
В частности, эффективность указанного метода подтверждена опытом внедрения ИТП в Набережных Челнах. В 2010 году 94 % жилых домов и 78 % бюджетных учреждений были оборудованы ИТП с погодным регулированием. Объем инвестиций в проект составил 1,1 млрд руб. Потребление тепловой энергии сократилось на 17 %, а потери тепловой энергии уменьшились на 3 %. Снижение затрат на передачу тепловой энергии составило 102 руб./Гкал.
Региональные программы по энергосбережению
Возможно, низкие темпы внедрения энергосберегающего оборудования связаны с тем, что, по данным Минэнерго России, по состоянию на 31 декабря 2015 года только 21 из 85 субъектов Российской Федерации (около 25 %) имел утвержденную государственную программу субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении муниципальных программ.
Хочется надеяться, ситуация выправится. Иначе возникнет риск невыполнения указа президента № 889 7 , в котором определена цель снизить к 2020 году энергоемкость ВВП не менее чем на 40 % от уровня 2007 года. А ведь именно отрасль ЖКХ обладает огромным потенциалом по повышению энергоэффективности. По оценкам экспертов, на нее приходится около 20 % потенциала по снижению энергопотребления в стране. Удельный вес текущего потребления ресурсов в МКД в общем объеме произведенных в стране ресурсов составляет в настоящее время 52 % по тепловой энергии, 30 % – по электрической.
Основы стимулирования энергосбережения
Во исполнение указа президента № 889 был принят федеральный закон № 261-ФЗ 8 , целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Впервые законом № 261-ФЗ определены сроки обязательной установки приборов учета, ввода их в эксплуатацию и перехода на оплату энергетических ресурсов по фактическому потреблению.
Однако подзаконные акты и методики, призванные практически установить порядок действий по энергосбережению, разработаны и приняты не в полном объеме. А в уже разработанных и принятых документах, например в «Перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполняемых в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации», энергосберегающие мероприятия относятся к разряду рекомендуемых, а не обязательных к исполнению, что позволяет операторам капитального ремонта просто игнорировать выполнение подобных работ.
Не способствует энергосбережению и то, что практически во всех нормативных актах по проектированию (СП, ГОСТы, СНиПы и т. п.) требования по применению энергосберегающего оборудования сопровождаются словами «как правило» или «допускается» 9 . Это позволяет заказчикам и подрядчикам отказываться от энергосберегающего оборудования еще на стадии проекта.
Справедливости ради следует отметить, что Минстрой России разработал план мероприятий (дорожную карту) по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений 10 . Указанный документ включает показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в качестве целевых.
Одним из этапов реализации дорожной карты стал приказ Минстроя России № 653/пр 11 , который позволит всем участникам программы капитального ремонта лучше ориентироваться в современных энергосберегающих технологиях и активнее внедрять их в жизнь.
Предложения по совершенствованию программы капремонта
Хочется надеяться, что со временем капитальный ремонт наших домов будет проходить энергоэффективно и после его окончания объем платежей за коммунальные услуги действительно снизится. Для этого весьма полезно при проведении капитальных ремонтов МКД рассмотреть ряд предложений по совершенствованию данной программы, а именно:
- шире привлекать к разработке и обсуждению нормативно-правовой базы капитального ремонта представителей профессионального инженерного сообщества, например специалистов НП «АВОК». Это позволит избежать «детских» ошибок в нормативных документах;
- поднять качество проектной документации, применяемой в капитальном ремонте. Для этого усилить роль и ответственность экспертизы проектов, а также проводить конкурс портфолио среди проектных организаций, прежде чем допускать их к тендерам на подготовку проектов капитального ремонта МКД. Это позволит устранить фирмы-однодневки, подчас состоящие из случайных и низкоквалифицированных сотрудников;
- перевести из разряда добровольных в разряд обязательных все мероприятия по повышению энергетической эффективности с разумным сроком окупаемости, например 5–6 лет;
- разрешить фондам капитального ремонта перераспределять средства, оставшиеся недоиспользованными, с различных разделов сметы на работы по повышению энергетической эффективности МКД;
- проводить капитальный ремонт «куста» зданий, подключенных к одному ЦТП, с дальнейшей его ликвидацией и переводом отремонтированных МКД на ИТП;
- привлекать специалистов жилищной инспекции для контроля качества выполнения работ по капитальному ремонту не по факту сдачи дома, а с самого начала производства работ.
1 Федеральный закон от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
2 Федеральные законы от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
3 Данные доклада ОНФ «О результатах анализа состояния системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
4 Постановление Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
5 Хорошо это или плохо – тема отдельной статьи.
6 Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 3 июля 2016 года).
7 Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
8 Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
9 Например, в СП 60.13330–2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» такие определения используются в пп. 6.1.2, 6.2.7, 6.1.3 и 6.4.9.
10 Утвержден распоряжением Правительства РФ от 1 сентября 2016 года № 1853-р.
11 Приказ Минстроя России от 19 сентября 2016 года № 653/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации проектов и мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах».
Источник