ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТВЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА НА ВОПРОСЫ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
Вопросы к региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов
1. К какому сроку и куда должны быть сданы протоколы собраний собственников помещений МКД о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (спец.счёта, либо общего счёта)? В какой форме должны быть сформулированы обязательные решения в протоколах собраний.
2. Кто и как примет решения по кап.ремонту в случае не проведения собрания собственниками помещений МКД к определённой дате.
3. Кто будет печатать квитанции по кап.ремонту, доставлять до плательщика и за чей счёт: для УК, ТСЖ, НУ? И есть ли разница по оплате печатания и доставки квитанций при поступлении средств на спец.счёт и на общий счёт?
4. Кто будет подавать в суд на неплательщика по кап.ремонту и за чей счёт (при УК, ТСЖ, НУ) при варианте проведения собрания по КР и заключения договоров между собственниками и региональным оператором и при варианте отказа собственников от проведения собрания и от заключения договоров с региональным оператором?
5. Как будет осуществляться контроль за исполнением платежа по кап.ремонту в МКД (при УК, ТСЖ, НУ), со стороны Совета дома МКД?
6. Каков механизм составления программы очередности домов, подлежащих КР (только по срокам ввода в эксплуатацию или ещё будут учитываться какие либо факторы, например состояние дома)?
7. За чей счет и как будет производиться комиссионное обследование домов при подготовке программы очередности домов, подлежащих КР (при УК, ТСЖ, НУ)?
8. Кто именно будет осуществлять работы по обследованию, экспертизе и подготовке заключения, в соответствии со СНиП на предмет КР? Предусматривается ли участие Ростехнадзора, (других аккредитованных государственных организаций в регионе)? Предусматривается ли участие жильцов домов в этом процессе (при УК, ТСЖ, НУ)?
9. Кто и за чей счёт будет готовить проект кап.ремонта МКД. Каким образом будет осуществляться участие представителей МКД (при УК, ТСЖ, НУ) при подготовке и утверждении проекта?
10. Кто будет производить выбор подрядчика по КР МКД (при УК, ТСЖ, НУ)?
11. Каким образом будет осуществляться участие представителей МКД (при УК, ТСЖ, НУ) при выборе подрядчика к исполнению КР?
12. В каком размере будет участие бюджета (местного, регионального, федерального) в КР МКД? Как будет рассчитываться долевое участие бюджетных средств в КР МКД (при УК, ТСЖ, НУ)?
13. Возможно ли открытие спецсчёта МКД при Непосредственном управлении, при наличии договора на открытие спецсчёта дома с юридическим лицом (управляющей организации или некоммерческим партнёрством)?
14. Как часто и как, смогут использовать средства, накопленные на спец.счёте или на общем счёте дома, собственники помещений МКД при возникновении необходимости срочного, внепланового проведения работ по кап.ремонту на доме.
15. Каковы планируемые затраты на содержание регионального оператора в 2014 году. Из каких средств (регионального /муниципального бюджета или за счет средств собранных с собственников на капитальный ремонт) будет осуществляться финансирование деятельности регионального оператора.
16. Что произойдёт с деньгами МКД, лежащими на спецсчёте в банке, если банк обанкротится или у него отзовут лицензию?
17. Что будет с деньгами, накопленными на спецсчете или общем счёте, если дом будет уничтожен в результате непредвиденных обстоятельств (пожара, наводнения, землетрясения, взрыва газа, теракта)?
18. Что будет с деньгами, накопленными на спецсчете или общем счёте, если дом будет признан аварийным и опасным для дальнейшего проживания и поэтому исключен из программы КР?
19. Будут ли использоваться меры принуждения по отношению к собственникам МКД к взятию кредитов на проведение КР в случае недостаточных накоплений средств на спец.счёте к дате проведения КР по утверждённой программе?
20. Будет ли региональный оператор давать возможность открывать у себя, кроме общего счёта, спец.счета для УК, ТСЖ, НУ? Кто в этом случае будет подавать в суд на неплательщиков и за чей счёт?
НП «Ассоциация содействия председателям советов многоквартирных домов города Красноярска»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ домов
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
(Региональный фонд КРМДКК)
Ленина ул., д. 123а, г. Красноярск, 660009 ИНН/КПП 24662666666/246601001 ОГРН 1132468055268
На №
О формировании фондов капитального ремонта
Уважаемый Павел Петрович!
В ответ на Ваше обращение Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (далее — Региональный фонд) руководствуясь Жилищным кодексом РФ, Законом Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края», постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 № 709-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы» (далее — региональная программа), сообщает следующее.
В соответствии с частью 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного Законом края (в настоящее такой срок составляет время 2 месяца), после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Жилищным кодексом Российской Федерации определен ограниченный перечень лиц, которые могут выступать владельцем специального счета. Так в соответствии с частью 2 статьи 175 Жилищного кодекса РФ владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
2) осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.
Собственники помещений в многоквартирном доме также вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Иные лица владельцем специального счета быть не могут, в том числе не могут открывать специальные счета лица, которые предоставляют услуги по содержанию и ремонту жилья при непосредственном способе, а также некоммерческие партнерства.
В соответствии с законом края копию протокола о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в целях реализации решения 0 формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора.
Также о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом.
Сроки направления уведомлений Законом края не установлены, но учитывая, что в случае если по истечении установленного Законом края 2хмесячного срока для принятия решения о формирования фонда, собственники не определяться со способом формирования, решение о формировании фондов капитального ремонта принимается органами местного самоуправления, копии протоколов необходимо направить до истечения, срока, установленного пунктом
1 статьи 4 Закона края.
В целях методологического содействия собственникам помещений в многоквартирных домах в проведении общих собраний по вопросу формирования фондов капитального ремонта на сайте министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края со дня официального опубликования региональной программы размещены примерные формы документов, необходимых для проведения общего собрания по вопросу формирования фонда капитального ремонта, а также алгоритм действий, необходимых для принятия таких решений.
Для принятия решения по вопросу формирования фонда капитального ремонта Вы вправе, начиная с 10 февраля 2014 года до 10 апреля 2014 года, организовать и провести общее собрание в порядке, предусмотренном ст. 44-48, 170 Жилищного кодекса РФ, и направить копию решения (обязательно в полном объеме со всеми приложениями) в адрес Регионального фонда (почтовый адрес: 660099, город Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 101а).
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона края в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 статьи 4 Закона края, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 статьи 4 Закона края, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В соответствии со 171 статьёй Жилищного кодекса в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора вопросы начисления и сбора платежей (в том числе принудительного взыскания), в том числе выставления платежных документов собственникам это обязанность регионального оператора, в том числе по финансированию расходов на осуществление таких операций. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальных (отдельных) счетах такие вопросы решаются самостоятельно собственниками и за счет средств собственников.
Советам многоквартирных домов прямого права на осуществление контроля за поступлением взносов на счета и специальные счета действующим законодательством не предоставлено, между тем каждому собственнику предоставлено право знакомиться с информацией о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в многоквартирном доме, об остатке средств на специальном счете, о всех операциях по данному специальному счету. Такая информация должна предоставляться по письменному запросу любого собственника владельцем специального счета и региональным оператором.
Для предоставления такой информации как региональный оператор, так и владелец счета обязаны вести учет средств поступивших в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме.
Система учета фондов капитального ремонта включает в себя сведения о:
а) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов;
б) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
в) размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Региональная программа составлена на основе реестров, сформированных муниципальными образованиями края в соответствии с критериями, установленными федеральным и краевым законодательством, в нее вошли более 15 тысяч домов.
До проведения общих собраний собственников по выбору способа накопления средств невозможно спланировать, жители каких домов решат формировать фонд капитального ремонта дома на спецсчетах, а какие — на счете регионального оператора. В связи с этим изначально программа сформирована с условием, что все жители будут накапливать средства на спецсчетах. После того, как все собственники определятся со способом накопления средств, региональная программа будет актуализирована и сроки ремонта для домов, которые уйдут на общий счет регионального оператора, будут еще приближены.
Сроки ремонта указаны периодами: 2014—2023 годы и далее по пять лет. В первый, десятилетний период один или два вида капитального ремонта будут проведены практически во всех домах. Конкретный год ремонта дома будет уточняться в плане ремонта, принимаемом на три года и включающем уточненные виды работ, их стоимость и сроки проведения.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора все работы по обследованию и подготовке технической документации необходимой для проведения работ по капитальному ремонту, проведение конкурсного отбора подрядных организаций, осуществление надзора за качеством выполняемых работ, финансированием работ, осуществляет региональный оператор.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете такие работы (услуги) осуществляются лицом, уполномоченным собственниками и за счет средств собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 189 Жилищного кодекса РФ при принятии решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственниками обязательно должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на конкурсной основе. Такое обязательное условие прописано в Законе края.
Обязательного требования проводить конкурсный отбор подрядных организаций для товариществ собственников жилья (ЖСК, ЖК), которые являются владельцами специальных счетов, в законе не установлено.
В случае предоставления финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств краевого бюджета управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу привлечение указанными лицами подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Красноярского края.
Процедуры привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах основываются на принципах:
а) открытости и прозрачности информации об условиях, процедуре и результатах отбора подрядных организаций путем обеспечения свободного и безвозмездного доступа к ней, а также полноты и достоверности этой информации;
б) создания равных условий для участия подрядных организаций в процедуре отбора.
Таким образом, собственникам помещений будет предоставлена возможность участия в проводимых региональным оператором конкурсах по отбору подрядных организаций на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете порядок отбора подрядных организаций, а также участие при отборе собственников помещений, должен быть определен общим собранием собственников.
Приемка услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, осуществляется путем подписания акта приемки выполненных услуг и (или) работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определяется лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на участие в работе комиссии по приемке услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В настоящее время бюджет края не предусматривает субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества Красноярского края.
Условия предоставления финансовой поддержки, в случае если она предусмотрена соответствующим бюджетом, не могут зависеть от выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом, а также способа формирования фонда капитального ремонта.
Средства, накапливаемые собственниками на специальных счетах должны расходоваться на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии со сроками, установленными региональной программой. Срочный (внеплановый) ремонт как правило относится к текущему ремонту и должен выполняться собственниками в счет платы, которую они ежемесячно вносят за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Средства, накапливаемые на капитальный ремонт не могут расходоваться на проведение текущего ремонта.
По вопросу финансирования деятельности регионального оператора сообщаем следующее. Имущество регионального оператора формируется за счет:
1) взносов учредителя;
2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
3) других не запрещенных законом источников.
При этом средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
В целях осуществления текущей деятельности регионального оператора в бюджете края предусмотрены субсидии в виде имущественного взноса в сумме 94 млн. руб. В рамках предусмотренного финансирования региональный оператор обязан провести работу по заключению договоров с собственниками помещений о формировании фондов капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, договоров о выполнении функций владельца специального счета, провести обследование многоквартирных домов, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, в которых запланировано проведение капитального ремонта в соответствии с краткосрочными планами, организовать работу по начислению взносов на капитальный ремонт и тп.
В случае если многоквартирный дом будет разрушен в результате природных явлений, техногенных катастроф средства фонда капитального ремонта распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений. Аналогичный порядок возврата средств установлен в случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.
В обеспечение платежеспособности банков, в которых будут открыты специальные счета, федеральным законодательством установлено ограничение по возможности открытия счетов в банках на которых будут накапливаться средства на капитальный ремонт. Так счета (специальные счета) можно открыть только в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей (часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса РФ).
При наступлении сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственникам помещений необходимо будет на общем собрании принять решение о проведении капитального ремонта и определить источники финансирования работ. В случае недостаточности средств на специальном счете собственникам необходимо будет принять решение о увеличении размера взноса либо о возможности получения заемных средств (кредитов, займов). В случае не принятия решения о финансировании работ в отношении такого многоквартирного дома органом местного самоуправления будет принято решение о изменении способа формирования фонда капитального ремонта со специального счета на счет регионального оператора. Обязывать собственников на получение заемных средств для проведения капитального ремонта никто не вправе.
С уважением,
генеральный директор Н.И. Авдеева
Источник